Top.Mail.Ru

«Мы жестко ответим на убийство евреев»

19.11.2014

Вечером во вторник в больнице «Хадасса» скончалась пятая жертва теракта в иерусалимской синагоге — полицейский Зидан Сайеф, тяжело раненный в ходе перестрелки с террористами. Четверо прихожан синагоги, погибших на месте, были похоронены накануне в израильской столице. 


«Мне приходилось видеть теракты и с большим количеством жертв, но то, что предстало моим глазам в этой синагоге, просто не поддается описанию. Евреи в молитвенном облачении, лежащие в лужах крови, — столь ужасного зрелища я не помню», — рассказал после посещения места трагедии Йегуда Меши Захав, глава общественной организации ЗАКА.

Около 6.30 утра во вторник в синагоге литовского направления «Кеилат Бней-Тора» в районе Хар-Ноф на утреннюю молитву собралось несколько десятков человек. Первый тревожный звонок в полицию поступил в 7.01. Двое злоумышленников, вооруженных огнестрельным и холодным оружием, атаковали прихожан, покидавших молельный дом после окончания молитвы. Менее чем через минуту после первых выстрелов на месте происшествия оказались двое патрулировавших район полицейских, которые вступили в бой с террористами и не дали им скрыться до прибытия основных сил служб безопасности. Боевики были ликвидированы на месте.

Сообщается, что нападение совершили двоюродные братья Гасан и Удай Абу-Джамаль, жители района Джабаль-Мукабер в Восточном Иерусалиме. Террористам было 22 и 27 лет соответственно. Один из них работал в продуктовом магазине, расположенном поблизости с синагогой. Вскоре после атаки в район, где проживали террористы, были введены силы службы внутренней безопасности ШАБАК, в их домах произведены обыски. Девять местных молодых людей, пытавшихся забросать полицейских камнями, были задержаны.

Вчера в Иерусалиме похоронили четверых погибших прихожан синагоги. Все они имели двойное гражданство: трое были гражданами США, один — подданным Великобритании. 59-летний уроженец Бостона раввин Моше Тверски по отцовской линии принадлежал к известной хасидской династии, а по материнской — приходился внуком авторитетному раввину литовского направления Йосефу Соловейчику. На протяжении многих лет Моше Тверски молился в синагоге на улице Шимона Агасси, расположенной рядом с его домом. Он возглавлял иешиву для выходцев из англоязычных стран «Торат Моше».

Вторая жертва, 43-летний раввин Арье Купински, также репатриировался из США. Два года назад он потерял в теракте 13-летнюю дочь. 50-летний раввин Калман Левин, уроженец штата Канзас, эмигрировал в Израиль более 20 лет назад; у Левина остались девять детей и пять внуков. Еще один погибший — раввин Авраам Шмуэль Гольдберг, 68 лет, отец шестерых детей, репатриировавшийся в Израиль в начале 1990-х из Ливерпуля.

Пятой жертвой стал сержант Зидан Сайеф, получивший крайне тяжелое ранение в голову и спустя некоторое время скончавшийся в больнице «Хадасса». 30-летний Сайеф, житель друзской деревни в Западной Галилее, служил в транспортной полиции, у него остались молодая жена и четырехмесячный ребенок. Сайеф и его товарищ первыми прибыли по вызову к синагоге. Террористы открыли по ним огонь, и Сайеф спас сослуживцу жизнь, прикрыв его своим телом.

Вскоре после атаки на синагогу премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу провел экстренное совещание с руководителями силовых ведомств. «Этот теракт стал прямым результатом подстрекательств со стороны ХАМАСа и Махмуда Аббаса. Подстрекательств, которые международное сообщество безответственно 
игнорирует, — заявил израильский лидер. — Мы жестко ответим на убийство евреев, которые пришли в синагогу, чтобы помолиться, и пали от рук подлых террористов». Нетаниягу распорядился также снести дома террористов и дал указание силовым структурам более жестко реагировать на подстрекательства к совершению террористических атак. 

Ответственность за теракт взял на себя Народный фронт освобождения Палестины, который входит в состав Организации освобождения Палестины (ООП) и является второй по влиятельности нерелигиозной палестинской организацией после ФАТХа.

Между тем официальный лидер ООП, председатель Палестинской автономии Махмуд Аббас выступил с заявлением, осуждающим нападение на синагогу. «Мы осуждаем убийство гражданских лиц с обеих сторон», — сказал он. Глава ПА, впрочем, не преминул переложить вину за произошедшее на Израиль: «Мы осуждаем насилие, от кого бы оно ни исходило, и требуем остановить вторжение в мечеть Аль-Акса, провокации со стороны еврейских поселенцев и некоторых израильских министров».

Теракт в синагоге был тщательно спланирован заранее, отмечает обозреватель Ynet Рон Бен-Ишай. Злоумышленники намеренно избрали в качестве своей цели синагогу — культовый объект, имеющий глубокое символическое значение. Время для нападения также было выбрано неслучайно: в ранние утренние часы молельный дом обычно заполнен прихожанами.

Не удивляет и выбор оружия. Террористы могли обойтись одними пистолетами, но взяли с собой еще и ножи — очевидно, для того чтобы привнести в сцену теракта элемент ритуального убийства, считает Бен-Ишай.

Судя по всему, вчерашняя атака стала результатом подстрекательств как со стороны группировки «Исламское государство», так и со стороны палестинских властей и руководства соседних арабских государств, заявляющих, что Израиль стремится взять под свой контроль Храмовую гору и закрыть мусульманам доступ к мечети Аль-Акса. Аналитик возлагает ответственность лично на главу ПА Махмуда Аббаса, а также на иорданского короля Абдаллу и шейха Раеда Салаха, лидера северной ветви исламистского движения в Израиле. Значительную роль в случившемся сыграл и ХАМАС.

В настоящее время ХАМАС лишен возможности вести ракетные обстрелы израильской территории, поскольку вынужден под контролем Египта заниматься восстановлением инфраструктуры сектора Газа, разрушенной во время операции «Нерушимая скала». Вместо этого лидеры группировки сосредоточились на инспирировании террористической деятельности арабского населения Иерусалима.

ХАМАС заявляет, что теракт в синагоге следует расценивать как ответ на смерть водителя автобуса компании «Эгед» Юсуфа Хасана аль-Рамуни, который днем ранее был найден повешенным на территории автопарка в Иерусалиме. Хотя вскрытие показало, что причиной смерти аль-Рамуни стало самоубийство, ни ХАМАС, ни администрация Аббаса не отреклись от ранее сделанных подстрекательских заявлений.

Теракты, которые планируются не организованными группировками, а одиночками, крайне сложно предотвратить. Тем не менее, отмечает Бен-Ишай, израильским силовым ведомствам необходимо предпринять шаги, которые позволят затруднить осуществление подобных атак.

К числу таких превентивных меры аналитик относит плотное полицейское патрулирование арабских районов Иерусалима, а также аресты агитаторов, призывающих к насильственным действиям против израильских властей.

Необходимо также усилить охрану мест массового скопления людей и общественных организаций, подчеркивает эксперт. При этом Бен-Ишай не уверен, что снос домов террористов является эффективной мерой в борьбе с террором. Вполне вероятно, что подобные действия лишь способствуют нагнетанию обстановки и провоцируют палестинское население на новые акты насилия.

Стратегия израильских властей, направленная на обуздание поднявшейся волны насилия, должна сочетать наступательные действия, призванные прекратить призывы подстрекателей, с мерами по защите гражданского населения, подытоживает аналитик.



Татьяна Володина

{* *}