Top.Mail.Ru

«Израиль для Америки абсолютная ценность»

25.03.2015

Завершившаяся избирательная кампания и итоги прошедших выборов в Кнессет усилили напряженность в отношениях между Израилем и США. В ответ на предвыборное обещание Биньямина Нетаниягу не допустить создания независимого палестинского государства Вашингтон, пожалуй, впервые на самом высоком уровне открыто заявил о возможности пересмотра отношений с Израилем. Jewish.ru попытался разобраться, в чем причины нынешнего кризиса и способны ли разногласия между Обамой и Нетаниягу подорвать стратегический характер двусторонних отношений.

Большинство аналитиков сходятся во мнении, что смена американских администраций является одним из основных факторов, оказывающих влияние на характер отношений между Соединенными Штатами и Израилем. Так, бывший посол Израиля в США (1993—1996) Итамар Рабинович считает, что приход новой администрации в Белый дом зачастую «сулит некоторое изменение внешнеполитических приоритетов, а это, в свою очередь, обуславливает зигзаги на графике отношений с Тель-Авивом».

Ряд экспертов считает нарастающие разногласия следствием противоположной политической ориентации израильского и американского правительств. Другие видят причину напряженности в существенных расхождениях по таким принципиальным вопросам американской политики на Ближнем Востоке, как урегулирование палестино-израильского конфликта и иранской ядерной проблемы.

Для Соединенных Штатов решение этих вопросов связано в первую очередь с поддержанием международного престижа и статуса сверхдержавы, для Израиля — с обеспечением национальной безопасности.
Если Израиль воспринимает ядерную программу Ирана как потенциальную угрозу, то обеспокоенность США объясняется иными причинами. Тегеран не угрожает безопасности США напрямую, однако продолжение его атомного проекта поставит под удар режим нераспространения ядерного оружия, что кардинально противоречит стратегическим интересам Вашингтона. «В течение многих лет нарастающие противоречия сглаживались, — подтверждает Хаим Малка, политолог американского Центра стратегических и международных исследований. — Их игнорирование способно подорвать национальную безопасность обоих государств и накалить спираль взаимного недоверия, которое накапливалось все это время».

Формальными поводами для нынешнего кризиса доверия стали события текущего месяца. В начале марта Биньямин Нетаниягу вопреки воле Белого дома выступил перед Конгрессом с призывом не допустить подписания соглашения с Тегераном. Израиль и ранее открыто выступал против готовящейся сделки с властями Исламской республики по закрытию ядерного досье, однако в этот раз речь Нетаниягу имела реальные последствия. В обращении к иранскому руководству, которое подписали 47 из 54 сенаторов-республиканцев, противники Барака Обамы предупредили Тегеран, что любая договоренность с Белым домом может быть пересмотрена после президентских выборов в США в 2016 году.

Еще одним поводом для нарастания напряженности послужили прошедшие 17 марта в Израиле парламентские выборы, на которых Нетаниягу одержал тяжелую, но убедительную победу. Степень вмешательства американской администрации, бросившей все силы на поддержку противников действующей израильской власти в лице левоцентристского «Сионистского лагеря», многие аналитики считают беспрецедентной. По мнению израильского историка и социолога доктора Алека Д. Эпштейна, автора двухтомного труда «Ближайшие союзники? Подлинная история американо-израильских отношений»,
«со времен клинча между Джорджем Бушем-старшим и Ицхаком Шамиром в начале 1990-х ни одна американская администрация не действовала столь активно с целью сменить главу правительства Израиля и проводимый им курс, как это делала администрация Барака Обамы накануне выборов в Кнессет 20-го созыва». В этом смысле победу Биньямина Нетаниягу, в четвертый раз получившего мандат на формирование правительства, можно рассматривать в том числе как символическую победу над Бараком Обамой, который, по всей видимости, уйдет из большой политики гораздо раньше израильского лидера.

Масла в огонь подлили провокационные предвыборные заявления Биньямина Нетаниягу. Так, администрация американского президента выступила с резкой критикой в адрес Нетаниягу, когда он призвал еврейское население Израиля активнее идти на избирательные участки, «ведь арабские избиратели толпами идут голосовать». В Белом доме сочли, что подобная риторика «подрывает демократические ценности и идеалы». Кроме того, накануне выборов Нетаниягу прямо заявил, что не допустит создания «государства Палестина» в случае переизбрания на пост премьер-министра, и пообещал продолжить строительство жилья для поселенцев в Восточном Иерусалиме, что противоречит концепции мирного урегулирования, которую США считают краеугольным камнем своей ближневосточной политики на протяжении последних десятилетий.

«Много лет сменявшие друг друга американские администрации подталкивали израильских руководителей к лицемерной игре в мирный процесс, невзирая на то, что все попытки согласовать параметры мирного соглашения раз за разом проваливались, — отмечает Алек Д. Эпштейн. — В это шоу в Израиле уже практически никто не верит, но принципы хорошего тона побуждали продолжать эту риторику о приверженности мирному процессу и идее двух государств, еврейского Израиля и арабской Палестины, мирно сосуществующих бок о бок. Однако, поскольку никто из палестинских руководителей, несмотря на все усилия, так и не согласился признать Израиль еврейским государством, эта мантра перестала быть актуальной, о чем Нетаниягу, к потрясению Обамы, недвусмысленно сказал вслух. Это застало американскую администрацию врасплох».

Очередной болезненный удар по израильско-американским отношениям нанесла недавняя скандальная публикация в Wall Street Journal, в которой утверждается, что Израиль шпионил за ходом тайных переговоров с Ираном и передавал эту информацию внутренним политическим противникам Обамы с целью добиться срыва переговорного процесса. Власти Израиля обвинения в шпионаже категорически опровергают.

Двойственный союз

Имея ряд общих стратегических интересов на Ближнем Востоке, Соединенные Штаты и Израиль пока что остаются верными союзниками. Оба государства так или иначе выступают против развития военной ядерной программы Ирана и препятствуют усилению регионального влияния Исламской республики, ведут совместную борьбу против исламистских группировок и заинтересованы в поддержке прозападных ближневосточных режимов, таких как Иордания. Однако наличия общих интересов для преодоления кризиса недостаточно. «Стратегические союзы держатся не на одинаковом восприятии общих угроз и вызовов, а на согласованной реакции на них, — подчеркивает политолог Хаим Малка. — Израильская и американская реакции на общие вызовы все больше расходятся. Данное обстоятельство служит источником напряженности в отношениях между странами и будущей неопределенности статуса этих отношений».

Следует напомнить, что полувековой стратегический союз США и Израиля пережил немало кризисных моментов. Большинство израильских экспертов сомневаются, что нынешние разногласия приведут к реальному сворачиванию партнерства двух стран, учитывая работу сильнейшего произраильского лобби в Конгрессе.

«Сегодня речь идет не о кризисе американо-израильских отношений, а о кризисе в отношениях между нынешней американской администрацией и канцелярией израильского премьер-министра, а конкретно — между президентом Обамой и премьер-министром Нетаниягу. За этим стоят интересы разных групп», — рассказал в беседе с Jewish.ru израильский политолог и профессор Университета имени Бар-Илана Зеев Ханин. По его словам, в американском политическом истеблишменте есть те, кто действительно требует пересмотра американо-израильских отношений, однако сторонники таких радикальных мер в меньшинстве. Большинство же составляют наиболее влиятельные группы, которые полагают, что Израиль для Америки является «абсолютной ценностью», поэтому США могут «потерять кого-то в арабском мире», но не могут перестать поддерживать еврейское государство. Чтобы их в этом переубедить, Обаме необходимо обвинить Израиль в чем-то, что, «с точки зрения республиканцев — ядра американского общества», абсолютно недопустимо и неприемлемо. «Обама обвинил израильское правительство в двух вещах: в шпионаже и нарушении гражданских прав израильских арабов. Следует заключить, что озвученный Обамой возможный пересмотр двусторонних отношений следует рассматривать лишь в контексте давления на Израиль. На радикальный пересмотр отношений и разрыв стратегического партнерства с Иерусалимом американцы не пойдут, вне зависимости от того, кто находится у власти», — уверен Зеев Ханин.

Важнейшей частью стратегического партнерства США и Израиля является военно-техническое сотрудничество,
включающее оказание военной и экономической помощи, создание на территории Израиля складов американского оружия, совместную разработку новейшего оборудования и проведение совместных боевых учений. Израиль является самым крупным суммарным получателем американской международной помощи со времен окончания Второй мировой войны.

Последние новости свидетельствуют о том, что в военно-техническом партнерстве двух стран не предвидится каких-либо сокращений. К примеру, в прошлом месяце Израиль обратился к Конгрессу США с просьбой выделить 317 млн долларов сверх уже утвержденного бюджета на финансирование систем противоракетной обороны. А в минувший понедельник стало известно о том, что компания Elbit Systems of America, «дочка» израильского оборонного концерна
Elbit Maarahot, заключила контракт на поставку корпусу морской пехоты США крупной партии лазерных дальномеров на общую сумму в 73,4 млн долларов до 2020 года.

По мнению Алека Эпштейна,
в долгосрочной перспективе внешняя политика, проводимая Биньямином Нетаниягу, может послужить не только израильским, но и американским стратегическим интересам. Выступая перед конгрессменами, Нетаниягу верно заметил, что на Ближнем Востоке нет страны, более близкой Соединенным Штатам с цивилизационной точки зрения, чем Израиль.

Вячеслав Тартаковский

{* *}