Top.Mail.Ru

Детства прекрасная пора: школьная экскурсия в Эйлат

07.04.2001

Согласно одному из уставов министерства образования Израиля, каждая школа в стране, должна организовать раз в год хотя бы один поход (тиуль) для каждой параллели. Обычно же каждая школа, отправляет своих учеников на два-три небольших тиуля, и один тиуль-шнати (годовой поход) который продолжается от трёх до шести дней.

Длительность похода зависит от возраста. Ученики девятых классов ездят на три дня, десятых — на четыре, а двенадцатиклассники уходят в шестидневный поход. И, как правило, он проходит на крайнем Юге: в окрестностях города Эйлат.

Эйлат находится на берегу Красного моря и считается центральным курортом Израиля. Помимо роскошных отелей, огромного количества туристов со всего мира и массы мест развлечений, он славится своими коралловыми пляжами. Редчайшие виды кораллов, флоры и фауны находятся на морском дне. Здесь же есть и огромный подводный музей. Он выстроен под уровнем моря, и его стены сделаны из стекла. Рыбы самых экзотических видов и окрасок и другие обитатели моря подплывают прямо к стеклам, и когда ты ходишь по его коридорам, у тебя ощущение, будто ты находишься в воде среди морского мира. Помимо морских глубин, не менее привлекательны окружающие Эйлат горы.

Именно в этот прекрасный город большинство организаторов стараются вывезти двенадцатиклассников. Так было и с нами. В октябре моего последнего года в школе я вместе со всей своей параллелью отправился в шестидневный поход по Эйлату и горам его окрестностей.

Тиуль начался в воскресенье — первый рабочий день недели в Израиле-

рано утром. В поход отправилось примерно 150 учеников, 10 учителей, 5 вооружённых охранников и медбрат. Все мы разместились в пяти автобусах, которые выехали в сторону Эйлата. Дорога, включая многочисленные остановки, заняла пять часов. Это была очень весёлая поездка. Мы все время веселились, смотрели фильмы, и самое главное кушали (национальный израильский "спорт"). На все такие поездки берут огромное количество еды, да ещё нас и кормили по три раза в день. Мы покупал в основном "fast food": чипсы, сухари и различные сладости.

Нас разместили в киббуце Эйлот, в десяти минутах езды севернее Эйлата. Мы поселились по пять человек в комнате. Естественно мальчики и девочки раздельно. Подъём в 6 — 6:30 утра. Завтрак — и вперёд в дорогу.

Как правило, утром мы ехали в горы, и там начинался пеший поход. Должен заметить, что испытание это было отнюдь не лёгким даже для парней, не говоря уже о девушках. Стояла сухая тридцатипятиградусная жара, что, безусловно, не облегчало нашу задачу. Самым важным компонентом нашей экипировки, была бутылка с водой. При таких погодных условиях, человек просто "высыхает". Поэтому, каждые полчаса все останавливались и пили воду. За этим бдительно следили педагоги. При такой жаре немного требуется для того, что бы потерять сознание от обезвоживания. Ну, а сами понимаете, учителя были ответственны за нас.

Во время похода мы поднимались по отвесным скалам, заходили в многочисленные пещеры, и шли вдоль водоёмов и рек. Нередко ребята падали и ушибались. Надо заметить, что у гида, всегда было с собой переговорное устройство, с помощью которого он мог связываться с центром и при надобности вызвать помощь.

В один из дней со мной и ещё несколькими моими друзьями случился неприятный инцидент. А было это так: на одном из многочисленных склонов, по которым нам пришлось спускаться, прямо над нашими головами произошёл обвал камней. Дорога, по которой мы спускались, была серпантином и после того, как мы прошли верхней "этаж" и были уже на следующем, кто-то над нами поскользнулся и задел маленький камушек, который в следующие мгновения создал цепную реакцию, и град небольших камней посыпался нам прямо на наши головы. К счастью, сначала это были маленькие камушки, и они как бы успели нас предупредить. Один из сопровождающих успел заметить это раньше всех, и заорал, что бы все прильнули к горе. Мы сразу же прислонились к скале, так что камни пролетели перед нами. Можно сказать, что он спас несколько жизней, или по крайне мере предотвратил ранения. К счастью, обошлось без жертв, кроме одного мальчика, который порезал себе руку, когда упал. Мы, конечно же, все перепугались, но, не смотря на это, почти сразу же двинулись дальше в путь.

Обедали мы прямо по дороге. Утром, каждому выдавалось по личной порции (мана ишит), включающей в себя небольшую баночку салата, хлеб, огурцы, помидоры и какой-нибудь йогурт (мясное мы ели уже по возвращении в киббуц). Каждый мог есть свой паек, когда ему захочется, но надо было помнить, что добавок не будет.

Все такие горные походы, сопровождал гид, который рассказывал нам про исторические места по дороге. Нам открывались очень красивые виды. Только от одной мысли, что всем тем камням и скалам, среди которых мы находились, тысячи лет, и что по ним когда-то ходили наши предки, вышедшие из Египта, во главе с Моше, перехватывает дыхание.

Как правило, мы возвращались обратно в киббуц примерно в 6 часов вечера. Сначала, нас кормили ужином в столовой киббуца, а затем давался час для того, что бы собраться и поехать в Эйлат. Можно сказать, что все ждали этого в течение всего дня. Эйлат славится ночной жизнью: дискотеками, барами и ресторанами. Поэтому все наряжались, прихорашивались и только при одной мысли о предстоящий поездке сразу же забывали об усталости, накопившейся за целый день. (В современном Израиле, пожалуй, как нигде больше, можно почувствовать разительный контраст между возвышенными переживаниями и "земными" страстями. — Прим. ред.)

В Эйлате нам давалось свободное время, и мы расходились по городу. В основном шли в бары и другие развлекательные места. Но, к сожалению, время у нас было ограничено, и в 23:00 все должны были явиться в назначенное место, где нас ждали автобусы, которые везли нас обратно в Эйлот.

В один из вечеров наша школа зафрахтовала прогулочную яхту. Мы вышли в открытое море, и нам был поддан ужин, по окончании которого началась ночная дискотека на палубе. Нам устроили небольшой сюрприз. Заключался он в том, что вдруг посреди обычных западных танцев к нам вышли исполнительницы танца живота. Все, особенно мальчики, были в невероятном восторге. Закончилась дискотека примерно в три-четыре часа утра по прибытии обратно в порт. Все жутко устали, но были довольны.

С огромным количеством впечатлений и тем для обсуждения.

Вот и настала пятница. С утра был, как обычно, ранний подъём, но, к сожалению, не для того, что бы пойти в горы, а для того, что бы отправиться домой. Это был весёлый и в то же время грустный день. Весёлый, потому, что все устали и хотелось уже как можно быстрее домой, а грустный, из за того, что это был последний раз, когда мы все были вместе.

На иврите есть поговорка: "аефим ах меруцим" — "довольные, но уставшие". И она как раз подходила к нашему состоянию. По дороге домой в автобусах царила гробовая тишина. Все спали.

Возвратясь обратно на занятия, мы ещё долго всё обсуждали и разбирали. И, к сожалению, в отличие от предыдущих лет, не строили планы на следующий тиуль. Зато осталось много фотографий, и разглядывая их , я вспоминаю все прекрасные моменты той поездки. И эта память очень дорога мне…