Свадьба

03.05.2001

Часть 1. Что такое Хупа?

Ах, эта свадьба, свадьба, свадьба в жизни только раз, а может два, а может три, но это не для нас. Так поётся в популярной песне. И правильно поётся.

Свадьба (хатуна, а на идиш — хасене), очень ответственный момент в жизни каждого человека. Моменты подготовки и хлопот перед самой свадьбой, запоминаются отнюдь не меньше, чем сама церемония, и это независимо от веры и расы жениха и невесты. И, на мой взгляд, особенно во время подготовки к еврейской свадьбе. И при том — в Израиле.

После того, как отец невесты согласился на просьбу молодого человека, отдать руку своей дочери, начинается долгий процесс подготовки. У нас торопиться не принято. Не Европа, слава Б-гу!

Сам я ещё не женат, но мой близкий друг Яаков уже завёл себе семью, а весь процесс "от и до" я прошёл вместе с ним и поэтому знаком со всеми мелочами этих приятных забот.

В Израиле, не существуют гражданского брака, а только так называемый "религиозный": по еврейскому, мусульманскому, всем христианским и друзскому обрядам. Мусульман я не женил, а друга Яакова женил и знаю, что заявку о намерении вступить в брак подают в раввинат, по месту жительства. Для этого, жених (хатан, а на идиш — хосн) с невестой (кала, на идиш — калэ) в раввинате заполняют большое количество бумаг и бланков, и подают свою просьбу на рассмотрение комиссии раввинов.

Одна из самых главных и иногда довольно сложных проблем для будущей пары — доказать "своё еврейство". Это у евреев определяется по материнской линии. Если один из двух молодых не еврей, то по еврейским законам, запрещено проводить хупу. (Хупа, она же хупэ — традиционный свадебный балдахин, но об этом дальше).

"Пятого пункта" в паспорте для подтверждения еврейства недостаточно. В раввинате, как-то больше предпочитают верить людям, и поэтому требуют представить свидетелей, которые знакомы с семьёй жениха или невесты и знают одного из них с детства. Чаще всего проблемы возникают у новых репатриантов.

Яакову пришлось привозить в раввинат своего дедушку и бабушку (со стороны матери). Так как, они оба в совершенстве владеют языком идиш и его дедушка носит кипу, то это не вызвало никаких сомнений в их национальности, а следовательно и в национальности моего друга. Ещё раввин попросил явиться друга семьи, который с детства знал Яакова. Он должен был рассказать о семье жениха, и подтвердить лишний раз его национальность, что было и сделано.

У невесты, которую зовут Рахель, проблем было меньше, так как её двоюродная сестра со стороны матери уже вышла замуж в Израиле. А если еврейское происхождение сестры доказано, то и Рахель тоже еврейка.

Что касается даты проведения хупы, то её назначает раввинат, учитывая при этом, просьбу самой пары.

Один из ритуалов, который должна пройти невеста, это окунание в миквэ, которое символизирует очищение. Миквэ — это что-то вроде специального бассейна. Окунание в неё происходит за день до свадьбы.

Непосредственно сам обряд хупы может происходить в раввинате, но, как правило, раввина приглашают в зал торжеств или ресторан, в котором проходит сама свадьба. Единственное условие, чтобы место было кошерное. Бракосочетание Яакова состоялось в зале торжеств. Раввин был приглашён туда, и после того, как собрались все гости, началась сама церемония.

Перед началом самой церемонии, раввин пишет брачный договор (ктубу), которая считается официальным документом. В ней сказано, что жених обязуется содержать невесту и снабжать её всем необходимым. В случае расторжения брака хатан, согласно договору, обязуется выплатить установленную ктубой сумму.

После подписания хатан в сопровождении обоих отцов проходит под хупу. Следом обе матери ведут по направлению к хупе невесту. Посередине "пути" они останавливаются, дабы разрешить жениху закрыть лицо невесты фатой. Под хупой во время церемонии должны находиться: раввин, хатан и кала, обе пары родителей и два свидетеля.

Во время хупы, раввин произносит, благословения, пожелания и напутствия. Жених надевает кольцо на указательный палец невесты, при этом раввин обязательно спрашивает жениха: купил ли он кольцо на свои деньги? И, безусловно, хатан должен дать положительный ответ. Благословения под хупой произносят при налитом бокале вина, который выпивают.

В конце церемонии, произнося молитву, хатан должен правой ногой разбить стакан. Стакан разбивается в память об Иерусалиме. Есть такие специальные, очень тонкие стаканы, которые заворачивают в фольгу. Этот момент считается очень ответственным и самым важным во время всей свадьбы, особенно для жениха, потому что стакан, необходимо сломать с первого раза. Можно конечно бить по нему и несколько раз, но говорят, что это плохая примета. После свадьбы, мой друг рассказал мне, что больше всего нервничал из-за этого момента, и успокоился только тогда, когда со всей силой "всадил" стакан в пол.

Так заканчивается хупа, и с этого момента, жених с невестой, официально считаются супругами.

МАЗАЛЬ-ТОВ!!!

(На идиш: МАЗЛТОВ!!!)