Top.Mail.Ru

Первый век первого еврейского

06.04.2009

В субботний вечер жители Тель-Авива, который, как и Нью-Йорк, никогда не спит, постарались забыть обо всех проблемах и наслаждаться праздником — столетним юбилеем своего города.

В 1991 году, в разгар войны в Персидском заливе, город подвергся бомбардировкам ракетами «скад», десятилетие спустя пережил нашествие террористов-смертников. В 2006 году, во время Второй ливанской войны, Тель-Авив ждал бомбардировок «Хизбаллы». То же самое было и во время недавней антитеррористической операции «Литой свинец», только теперь со стороны террористов ХАМАС. Однако, несмотря ни на какие угрозы, город продолжает жить своей жизнью.

Официальной датой основания города считается 11 апреля 1909 года. Первый камень был заложен на пустынном берегу Средиземного моря к северу от арабского порта Яффо. Примечательно, что название для нового поселения предложил сионистский лидер Нахум Соколов. Словосочетание «Холм весны», а именно так переводится название города, встречается еще в Танахе. Так в переводе на иврит была названа одна из книг Теодора Герцля.

Первыми жителями первого еврейского города стали выходцы из России, Германии и Австро-Венгрии. С приходом к власти Германии нацистов в Тель-Авив хлынули волны репатриантов из немецкоязычных стран. В 1934 году Тель-Авив получил статус города. Иммиграция продолжилась и после окончания Второй мировой войны. Тысячи евреев продолжают селиться в Тель-Авиве, население которого сегодня перевалило за 400 тысяч человек.

Чего только не было построено за эти годы: театры, музеи и университеты, сделавшие Тель-Авив крупнейшим научным и культурным центром. Ученый-географ Барух Кипнис, недавно выпустивший книгу, посвященную столетиюТель-Авива, считает, «что город управляет почти каждым аспектом жизни в Израиле, превратившись в огромную голову на  теле лилипута».

Существует мнение, что доминирующая роль Тель-Авива вбивает клин между этим городом и всей остальной страной. Часто его называют «пузырем», улетевшим от остального Израиля, Израиля религиозных борцов за чистоту нравов, кибуцов и районов, подвергающихся ракетным обстрелам из Газы. А ведь Тель-Авив находится всего в 35 километрах от эпицентра противостояния Израиля и Палестины — от сектора Газы.

В 55 километрах к юго-востоку от Тель-Авива расположен Иерусалим —не признанная мировым сообществом столица Израиля. В то время, как Иерусалим в очередной раз переживает эскалацию конфликта между арабами и евреями, защитники Тель-Авива утверждают, что их город устремлен в будущее.

«Тель-Авив — это модель того, каким должен быть весь  Израиль, — говорит председатель муниципального совета Яэль Даян. — Иерусалим — это не город. Это скорее национально-религиозный символ. Мы же живем совершенно иной жизнью. Мы — город жизни и будущего».

Жители Тель-Авива всегда гордились своим городом, как символом секулярной еврейской жизни и местом, где уживаются светские и ортодоксальные евреи. Модная улица Шенкин живет по правилам неписаного соглашения: по пятницам здесь можно увидеть гей-парады и тату-салоны, однако в субботу все это закрывается в знак уважения к празднованию Шаббата.

Это город, где есть специальные пляжи для религиозных женщин, религиозных мужчин и для геев. Этот город — убежище для арабских гомосексуалистов, отвергнутых консервативным обществом тех мест, где они выросли. Однако, несмотря на то, что для арабов не существует никаких препятствий для переселения в Тель-Авив, лишь немногие решили воспользоваться этой возможностью. Арабское население сосредоточено главным образом в Яффо, пригороде Тель-Авива, слияние с которым и дало официальное название первому еврейскому городу: Тель-Авив-Яффо.

Сегодня в мечети Хассен-Бек, построенной последним турецким наместником Палестины перед Первой мировой войной, не слышно молитв. Находясь на границе Тель-Авива и Яффо, она служит молчаливым символом отсутствия в Тель-Авиве арабов.

Именно в этом городе молодое государство начало Войну за независимость. Именно из Тель-Авива первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион отдал приказ начать военные действия против еврейской террористической группировки «Иргун». Именно здесь в ноябре 1995 года на ступенях здания тель-авивского муниципалитета был убит один из героев Войны за независимость премьер-министр Ицхак Рабин.

Несмотря на противоречивое отношение к Германии, город сохранил уникальное немецкое наследие. В 30-х годах архитекторы, эмигрировавшие из нацистской Германии, строили дома в стиле баухаус. Сегодня, благодаря этим зданиям, Тель-Авив занесен в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Дмитрий Авдосьев

{* *}