Top.Mail.Ru

Спасатель израильтян

03.11.2014

Недавняя трагедия на горном перевале Торонг-Ла в Непале, когда в результате схода лавины погибло 40 человек, в том числе четверо израильских туристов, заставила спасателя Хилика Магнуса детально исследовать риски этого популярного туристического маршрута. Уже 20 лет Магнус занимается поиском и спасением израильтян, оказавшихся в опасности в различных точках земного шара. 


Магнус показал обозревателю The Times of Israel, посетившему офис спасателя в мошаве Декель, недалеко от границы с Газой, публикацию в израильской газете от 1992 года, где говорится о смертельной опасности, которую представляет собой перевал Торонг-Ла для неподготовленных туристов.

Спасатель признается, что восхищается израильской молодежью, среди которой распространена традиция после окончания службы в армии отправляться в путешествие в далекие, неизведанные и часто опасные уголки планеты. Однако события последних недель, когда двое израильтян погибли во время сплава по высокогорной реке Апуримак в Перу, а еще шестеро — в Непале (помимо четырех человек, погибших при сходе лавины, еще двое стали жертвами автокатастрофы 24 октября), заставляют задуматься о том, оправданы ли такие риски.

Хилик Магнус родился в Швеции. Его мать, иммигрировавшая из Польши, пережила Холокост. После репатриации в Израиль Магнус служил в воздушно-десантном батальоне бригады «Нахаль», затем был офицером военной разведки, работал региональным директором израильского Управления охраны природы на Синайском полуострове.

В 1994 году Хилик создал компанию, предлагающую путешественникам и их родителям дополнительную страховку на случай чрезвычайной ситуации. За 20 лет Magnus International Search and Rescue осуществила сотни спасательных операций. Хилик Магнус не раз помогал израильтянам в самых разных точках земного шара, от горного хребта Кордильера-Бланка в Перу до засеянных коноплей полей в Индии: вытаскивал их из бурлящих потоков горных рек, находил под снежными обвалами и на дне глубоких ущелий. Широко известен случай, когда в 2009 году Хилик обнаружил в бразильской сельве тело израильтянина, погибшего за месяц до этого из-за укуса змеи.

«В восприятии многих работа спасателей окружена героическим ореолом, однако на самом деле успех нашей деятельности в значительной степени зависит от интеллектуальных усилий», — подчеркивает Хилик Магнус. На основе имеющейся информации необходимо максимально точно определить область поисковых работ — только в этом случае спасательная операция может завершиться успешно. 

Вскоре после схода лавины, произошедшего в середине октября на перевале Торонг-Ла в непальских Гималаях, в распоряжении Магнуса оказалась детальная информация о случившемся. Ему позвонил израильский альпинист, достигший деревни Муктинатх, где работала сотовая связь. «Вскоре мне были известны имена всех пропавших без вести израильтян, — рассказал Хилик в интервью The Times of Israel. — Фамилии трех человек, чья гибель не вызывала у меня сомнений, я обвел в квадрат, но судьба еще одной израильтянки, Михаль Черкасски, оставалась под вопросом. Хотя СМИ сообщали, что спасательная операция продолжается, мне было ясно, что по крайней мере эти трое уже точно погибли».

На Хилика обрушился шквал телефонных звонков от не находивших себе места родственников пропавших. Судья Шломо Шохам встревоженно спрашивал, известно ли что-нибудь о судьбе его племянника, Анат Ариэль пыталась получить информацию о своей дочери Тамар, штурмане ВВС ЦАХАЛа. Хилик точно знал, что Надав Шохам и Тамар Ариэль мертвы, но не мог сообщить об этом их близким. «Беседуя с матерью Тамар Ариэль, я чуть не заплакал. Это был ужасный разговор», — вспоминает он. Еще через несколько дней выяснилось, что Михаль Черкасски тоже погибла, ее тело было обнаружено 20 октября.

«Меня удивляет халатность путешественников, которые отказываются перед экспедицией брать в аренду спутниковый GPS-навигатор, — сетует спасатель. — Имейте в виду: ваша жизнь принадлежит не только вам. Подумайте о близких, для которых ваша гибель станет величайшей трагедией».

Тем не менее 99% осуществленных Магнусом спасательных операций завершились благополучно. «О тех, кому я не смог помочь, я думаю постоянно. Они навсегда в моей памяти», — признается Хилик Магнус.

Татьяна Володина

{* *}