Обувший Леди Гагу

20.07.2015

После того как туфли Коби Леви стала носить эксцентричная звезда Леди Гага, к израильскому обувному дизайнеру пришли и слава, и признание, и деньги. Теперь он воплощает в жизнь свои самые смелые идеи, среди которых туфли-кофейник и ботильоны-жвачка, и не стесняется выставлять ценник в $3000 за пару туфель.

В 2011 году израильский обувной дизайнер Коби Леви получил электронное письмо, которое поначалу показалось ему чьей-то глупой шуткой. Послание было отправлено из продюсерской студии, на которой культовая исполнительница Леди Гага записывала клип на свою песню Born This Way. Студия хотела заказать несколько пар так называемых «двойных туфель», разработанных Леви. Только в таких Леди Гага готова была сняться в этом клипе. Как только Леви убедился, что имеет дело с реальным заказом, а не с шуткой, он приступил к работе. Была, правда, одна проблема: Леви не знал, какую цену запросить за обувь. К тому времени он хоть и проектировал обувь уже 14 лет, но ни разу еще не смог ничего продать.

С того времени многое изменилось. 40-летний Леви активно продает свою причудливую обувь, и хотя свой доход он не раскрывает, на жизнь ему, по собственным словам, хватает. Его обувь, конечно, трудно назвать пригодной для повседневного ношения. Это скорее произведения какого-то вычурного постмодернистского искусства: сапоги в виде пары переплетенных фламинго, туфли в форме бананов, арбузов или йоркширских терьеров предназначены, возможно, для подиумов, но не для обивания пыльного асфальта.

«Мне нравится стирать грань между искусством и промышленным дизайном, – отмечает модельер. – Художники говорят, что мои изделия нельзя назвать произведениями искусства, поскольку они представляют собой всё же утилитарный атрибут. А модельеры утверждают, что мои творения не относятся к сфере промышленного дизайна, поскольку рядовой потребитель едва ли отважится их носить. Что ж, я могу сказать: обе стороны правы. Меня же просто вопрос классификации моего творчества совершенно не занимает».

Внешний облик Леви абсолютно не соответствует привычному имиджу дизайнера-фрика. Он носит обычные джинсы с толстовкой и избегает перьев и стразов. «Я никогда даже не мечтал о том, что кто-то реально захочет приобрести мои туфли, не пытался произвести коммерчески успешный продукт, – скромно признается дизайнер. – Зачем же я их вообще тогда создавал, спросите вы? В первую очередь, из стремления к творческому самовыражению. Обувь живет своей собственной жизнью, независимо от того, находится она на чьей-то ножке или нет, в отличие от одежды, которая существует только на человеке».

Начав сотрудничество с Леди Гагой, Леви не мог не оказаться в центре общественного внимания. Обширные материалы о дизайнере опубликовали глянцевые издания Marie Claire и Glamour, а в сюжете на канале CNN его обувь назвали «носимыми скульптурами». Но даже после обретения популярности Леви по-прежнему работает в одиночестве, используя в качестве мастерской собственную квартиру. Он знает, где лежит каждая пара, и не ведет никаких бухгалтерских книг. На рабочем месте он не терпит беспорядка, поддерживает его в хирургической чистоте. Ткани отсортированы по видам и цветам. Ноги-манекены стоят навытяжку в порядке возрастания размеров. Единственным украшением студии служит старая зингеровская швейная машинка.

Чтобы создать новую пару туфель, Коби Леви сначала определяется с образом будущей модели, затем проектирует ее дизайн на компьютере, подбирает подходящие цвета и материалы и только после этого приступает к процессу изготовления. Все операции по производству обуви осуществляются вручную. В качестве материалов дизайнер использует кожу, замшу, твид, пластик, резину, металл и дерево.

Сейчас Коби Леви, разумеется, научился адекватно оценивать свои изделия. Пару обуви на его сайте можно приобрести по цене от 800 до 3000 долларов. Цена довольно кусачая, признает художник, но вполне адекватная: на производство каждой пары уходит несколько недель кропотливого труда. Среди последних разработок дизайнера есть туфли-кофейник (шпилька имитирует струю льющегося кофе, а носок – сам кофейник) и ботильоны «жевательная резинка» (в черно-белой цветовой гамме на розовой шпильке в виде прилипшей жвачки). «Я и не стремлюсь к тому, чтобы моя обувь была комфортной в ношении, – подчеркивает Коби Леви. – Если вам нужен комфорт, покупайте кроссовки. Мои изделия служат для самовыражения. В них любая женщина почувствует себя настоящей дивой».

Татьяна Володина