Top.Mail.Ru

Хариш моей мечты

25.08.2015

Сложно представить, чтобы работающий в хай-теке хипстер, ортодоксальный еврей, многодетная мать и депутат от левой партии были друг с другом согласны. Тем не менее они солидарны, что новый израильский город Хариш должен стать идеальным местом для жизни без привычных для еврейского государства проблем.

«Хариш станет городом плюрализма, символом устойчивого развития и межобщинной солидарности», – убежден его мэр Ицхак Кешет, принадлежащий к ортодоксальной общине. Он был избран на пост градоначальника полтора года назад двумя третями голосов. Тогда население только начинавшего строиться городка едва перевалило за тысячу человек. Состояло оно из ортодоксальных евреев, религиозных сионистов, светских израильтян, репатриантов из стран СНГ, выходцев из Эфиопии и даже граждан Израиля арабского происхождения. Фактически в Харише изначально были представлены практически все спектры израильского общества.

Город расположен на возвышенности, примерно в 45 минутах езды к северу от Тель-Авива и в 15 минутах – от Кейсарии, на шоссе № 6. С востока Хариш примыкает к забору безопасности, вдоль которого проходит граница с Палестинской автономией. Стройка в городе идет полным ходом, повсюду видны экскаваторы, грузовики, подъемные краны. Ожидается, что через 10 лет численность населения Хариша превысит 100 тысяч и он сравняется по этому показателю с израильскими городами среднего размера, такими как Модиин или Реховот.

«Мы думаем, что в конечном итоге около 10% населения нашего города составят ортодоксальные евреи, 35% будут представлять национально-религиозный сектор, а остальное население будет светским», – полагает Ицхак Кешет. Мэр родился в светской семье и обратился к религиозному образу жизни, когда ему было уже за 20. «Тот факт, что я знаком с образом жизни как светских людей, так и религиозных, позволяет мне лучше понимать потребности и ментальность жителей нашего города», – отмечает он.

«Мы надеемся, что интеграция разных слоев населения в Харише пройдет успешно. Субботних войн, как в Иерусалиме, здесь не будет, – полагает Ицик Тайяр, координатор сферы образования в местной мэрии. – Некоторые религиозные евреи, купившие здесь квартиры, впоследствии были разочарованы, поскольку надеялись, что город будет полностью ортодоксальным. Часть из них отказалась от планов поселиться здесь, но большинство предпочли остаться».

Остается вопросом, как отнесется ортодоксальная часть жителей к тому, что по субботам в Харише будет разрешено движение автотранспорта. Рахамим уверена, что они воспримут это спокойно: «Здесь в основном селятся умеренные харедим, не те, что живут в Меа-Шеарим, а главным образом сефарды, хабадники, бреславские хасиды». Рахамим с мужем купили здесь три года назад квартиру с четырьмя спальнями, заплатив 170 тысяч долларов. Это беспрецедентно низкая цена даже для периферийных районов Израиля, не говоря уж о центре. Сейчас такая квартира (даже если дом начнут строить только через 2-3 года) продается уже за 260 тысяч долларов.

По словам пресс-секретаря мэрии Хариша Мири Рахамим, город спланирован таким образом, что здесь не будет условий для геттоизации отдельных групп и образования замкнутых гомогенных кварталов: «Вот строят четыре дома для харедим, а рядом с ними еще четыре, в которых поселятся светские евреи».

Около 30 лет назад на месте современного Хариша был основан киббуц, со временем распавшийся и покинутый своими жителями. Затем на этом месте возник небольшой поселок. А в 2007 году министр строительства Ариэль Атиас, представляющий ортодоксальную сефардскую партию ШАС, решил превратить Хариш в 100-тысячное религиозное поселение. В ответ светские израильтяне подали иск в БАГАЦ (Верховный суд справедливости), который постановил, что город должен быть открытым для всех.

Требования светских жителей активно поддержал коммунист Дов Ханин, единственный еврей, избравшийся в Кнессет от Объединенного арабского списка. Ханин настаивал на том, что в городе должны жить и арабы, если они того пожелают: «Как правило, арабы и евреи живут раздельно, однако нет никакого закона, который предписывал бы такую сегрегацию. Обычно это является следствием личных предпочтений покупателей жилья или же дискриминационной политики застройщиков. Израильские арабы так же страдают от жилищного кризиса, как и остальные израильтяне. Надеюсь, что кто-то из них выберет местом для жительства именно Хариш».

Мэр Ицхак Кешет убежден в том, что Хариш должен стать городом современных технологий. Поэтому в число сотрудников муниципалитета вошел представитель сферы хай-тека Эрез Мизрахи, возлавляющий стартап Challengy, разработавший технологии smart city для французской Ниццы и для нескольких городов Великобритании. Мизрахи пытается убедить мэра в необходимости проложить собственный оптоволоконный кабель для обеспечения населения интернетом и телефонной связью в обход провайдеров-монополистов. А также вынашивает планы создания автономной электростанции для обеспечения населения собственным электричеством, чтобы избавить его от необходимости покупать электричество у естественной монополии – компании «Хеврат Хашмаль». «Мы могли бы использовать для получения энергии природный газ, солнечное излучение или ветровые турбины. Электричество будет обходиться на треть дешевле, а излишки мы могли бы продавать той же “Хеврат Хашмаль”», – мечтает он.

Мизрахи говорит, что город полностью покроют сетями Wi-Fi, на улицах установят инновационные светодиодные фонари с электронными датчиками, которые будут предотвращать уличную преступность, и даже специальные «умные» мусорные баки, подающие специальные сигналы по мере заполнения.

Многие израильские розничные сети, например, супермаркеты «Рами Леви» и аптеки «Супер-Фарм», уже подписали контракты на открытие в Харише своих филиалов. При этом мэр рассчитывает также на то, что в городе пышным цветом расцветет мелкий бизнес, для которого подготовлены разнообразные льготы.

Планированием Хариша по заказу Министерства строительства занимается архитектурное бюро «Мансфельд-Кехат». Главный городской проспект, разработанный архитектором Хаимом Кехатом, часто критикуют за чрезмерную масштабность и ширину и называют образцом показухи. Сам архитектор с этим, естественно, не согласен: «Я планировал уличную сеть в первую очередь под нужды общественного транспорта. Не исключено, что в будущем в Харише пустят скоростной трамвай, подобный иерусалимскому. Я вижу Хариш многофункциональным городом, где будет приятно гулять пешком, а не только ездить на автомобиле».

Израильские урбанисты часто сравнивают Хариш с Модиином, новым городом, возникшим с нуля в 90-е годы на шоссе, связывающем Тель-Авив с Иерусалимом. «Мне лично Модиин представляется примером неудачного планирования, – отмечает Кехат. – Это типичный город-спальня, в котором нет развитой торговой инфраструктуры, практически отсутствуют развлечения. Я надеюсь, что Хариш будет лишен этих недостатков. Да, некоторые люди любят жизнь в отдаленных спальных пригородах. Но для полноценной жизни там необходимо иметь машины и тратить многие часы на дорогу. Нужна отдельная машина с шофером, чтобы возить детей в школу. Я тоже люблю жизнь в пригородах, на природе, но считаю, что такие пригороды должны иметь более “урбанистичный” облик. Уверен, что у нового города будет свой особый шарм».

Татьяна Володина

{* *}