Top.Mail.Ru

«Мой шаг равен сотне шагов»

14.04.2016

Велосипедист-экстремал Роэй Садан – первый израильтянин, объехавший весь мир на велобайке за четыре года – сейчас заново учится ходить после того, как сорвался с самой высокой горы Гималаев и чудом выжил. Впрочем, сам он говорит, что заново учится жить: «уходит эго, приходит любовь, появляется цельность», но «остается мечта – покорить Эверест».

На своем байке Роэй Садан исколесил весь мир – стартовав в 2011 году в самой северной точке Аляски, он в полном одиночестве промчался по сложнейшему маршруту длиной 66 тысяч километров через 42 страны на шести континентах. Этот рослый 34-летний рыжий бородач преодолел десятки горных вершин и долин, лесов и прерий, пустынь и ледников. Экстрима хватало не только на треках –один раз Роэя ограбили, наставив на него пистолет, один раз переболел малярией в Африке и дважды попадал в автомобильные аварии. Он нередко оказывался в крайне непростых условиях, но каждый раз выходил победителем. «Я был на вершине мира», –говорит Садан и в буквальном, и в переносном смысле.

В этих велотурах Роэй не просто проверял себя на прочность, но и, по сути, был неофициальным послом Израиля. К своему любимому байку Эмуна («вера» на иврите) Роэй прикрутил родной бело-голубой флаг и с ним мчался по глухим австралийским аутбэкам, африканским пустыням и даже джунглям Центральной Америки, где об Израиле слыхом не слыхивали. В пути Садан выступал в школах, посольствах, еврейских общинах и синагогах, давая аудитории один и тот же совет: идите за своей мечтой. А потом садился на свою Эмуну и растворялся в закате, всегда один.

Закончив путешествие, в августе 2015 года Роэй Садан решил немного отвлечься от подготовки к новому сложному сплаву на байдарках вдоль Западного побережья Северной Америки, от Аляски к Сан-Диего. Этот спуск гарантировал Роэю попадание в Книгу рекордов Гиннесса, но судьба решила иначе. Незадолго до этого Роэй покорил самый высокий велотрек в мире (5600 метров над уровнем моря) в северной части Индии, остался там и ждал, когда приедет его девушка, вместе с которой они собирались отправиться в путешествие по стране. А чтобы не терять времени, Садан с друзьями решили подняться на самую высокую гору Стокского хребта Гималаев – Сток-Кангри высотой 6100 метров. «Помню, как мы собирались… а потом через два месяца я проснулся», – говорит Садан.

Восхождение заняло три дня, компания дошла до вершины, и затем начался спуск. Но буквально в первые же минуты Роэй поскользнулся, потерял равновесие и полетел 500 метров вниз по камням. Все, что было дальше – просто«переплетение невероятных случайностей», как говорит он сам. Его чудом заметили другие альпинисты, которые готовились к подъему, быстро вбили в скалу ледорубы, закрепились на склоне и фактически собой остановили падение Садана.

Когда Роэя подняли, он был уже практически без сознания. У случайных спасителей с собой оказался баллон с кислородом, и благодаря этому его удалось хоть как-то поддержать, пока не прилетел вертолет со спасателями. С большими сложностями Садана доставили сначала в больницу города Лех, а оттуда уже перевезли в Нью-Дели и через несколько дней – в Израиль. Несмотря на все усилия, в израильскую клинику он попал уже в коматозном состоянии, в котором пробыл больше месяца. «Врачи сказали, что я мог восстановиться и стать прежним Роэем, а мог превратиться в овощ или застрять где-то между», – вспоминает Садан.

Через полгода после несчастного случая Садан наконец-то встал с коляски, и врачи больницы Тель-а-Шомер с легким сердцем отпустили его домой. На выписке друзья и медперсонал встали живым коридором и устроили ему бурные овации: Роэй не просто вышел из здания клиники, а триумфально выехал из него на велосипеде.

Сейчас Садан приходит в больницу только на занятия с реабилитологом. В результате падения он получил диффузную черепно-мозговую травму, у него была раздроблена лодыжка, а еще за время комы на бедре образовался костный нарост. Левая половина тела Роэя до сих пор не пришла в норму, все еще не получается справиться с хронической усталостью, да и кратковременная память до конца не восстановилась, но он надеется на лучшее.

«Все думают, что я стал другим, – признался Садан во время своего выступления в Тель-Авивском университете. – Наверное, потому, что теперь в центре моей жизни не горы, а больница. Но люди не понимают, что изменился не я, а мой путь. Учение Дзэн говорит, что лишь тот, кто побывал на самом дне долины, сможет оценить прелесть вершины. Для меня этот принцип сработал в обратном порядке».

Свою девушку Роэн встретил всего за 5 месяцев до злополучного восхождения, и первую годовщину знакомства они отметили в клинике. «Строить отношения, лежа на больничной койке, очень непросто», – говорит он. Любовь настигала Садана и раньше, во время все тех же безумных велопутешествий (и у нее в буквальном смысле не было границ), но между чувствами и дорогой он всегда выбирал последнее. «Раньше мне казалось, что дорога важнее, но сейчас для меня на первом месте любовь. Я стал более зрелым. Пусть это путешествие и было последним в моей жизни, но именно оно сделало меня по-настоящему цельным».

У Садана большие планы на будущее. Главная мечта –покорить Эверест, но к этой победе может привести только огромное множество побед поменьше. «По уровню сложности каждый мой шаг равен сотне шагов других людей, – говорит он. – Раньше мой девиз был таким: “Мечтай с открытыми глазами”. Порой мечта может стать кошмаром, но любой опыт ценен. И пусть он временами кажется пыткой, надо помнить, что рано или поздно она закончится».

Сегодня Садан хочет, чтобы люди не только были смелее,но и приглушили свое «я», научившись принимать помощь других. «Все мы однажды окажемся в ситуации, когда нам понадобится поддержка. Рано или поздно каждый из нас волею случая будет стоять в начале пути, который никто не планировал».

{* *}