Top.Mail.Ru

Враги и мир

23.10.2018

Как Израиль помирился с арабским миром, почему продаёт Саудовской Аравии ракеты, а «Моссад» раскрывает свои секреты Египту, объясняет бывший сотрудник израильской разведки Александр Гринберг.

Убийство саудовского диссидента и журналиста Джамаля Хашкаджи остается одной из главный мировых тем и существенно повлияет на расклад сил на Ближнем Востоке. Поскольку убитый был журналистом ведущей американской газеты Washington Post, можно не сомневаться, что его коллеги не дадут этой теме сойти с повестки дня и не позволят политикам заболтать столь неудобный для них сюжет.

Белый дом уже попадал в крайне неудобное положение – администрация Трампа вынуждена лавировать между Сциллой общественного мнения и Харибдой интересов США на Ближнем Востоке. С одной стороны, Белый дом не может закрыть глаза на столько вопиющее и дерзкое убийство уже американского, по сути, журналиста, но с другой стороны – США просто не могут позволить себе портить отношения с саудовской монархией и наследным принцем Мухаммедом ибн Салманом, которого и подозревают в заказе на ликвидацию журналиста Хашкаджи.

Дело тут и в 100-миллиардных контрактах на закупку американского оружия, заключенных во время недавнего визита президента Трампа в Саудовскую Аравию. И в том, что именно Саудовское королевство является гарантом стабильных добычи нефти и цен на энергоресурсы. И главное – Саудовская Аравия является ключевым элементом американской стратегии на Ближнем Востоке и важнейшим союзником в противостоянии с Ираном.

Поэтому фундаментально эта история отношения Вашингтона и Эр-Рияда не испортит, но на какое-то время охладит и понизит уровень коммуникаций. К примеру, вряд ли в ближайшее время будут возможны официальные встречи между зятем американского президента Джаредом Кушнером и принцем ибн Салманом, имевшие место недавно – просто чтобы не мозолить глаза антисаудовски настроенной прессе, которая будет использовать такие коммуникации в качестве аргументов в политическом давлении на Трампа и его окружение.

Вероятно, эта история на время затруднит и контакты между Израилем и Саудовской Аравией, которые давно вышли из кулуарного уровня, и потому их всё труднее становится скрывать. К примеру, несколько недель назад начальник Генштаба израильской армии Гади Айзенкот встретился с командующим саудовской армии. Произошло это в рамках конференции командиров армий в США. И на этой встрече присутствовали командующие армиями других арабских стран. Что обсуждали израильский и арабские военачальники на этой встрече – неизвестно. Но вскоре после неё в просаудовской газете «Ал-Шарк ал-Аусат» появилась статья, авторы которой убеждали, что Израиль – никоим образом не враг саудовской монархии, а также задавались вопросом: почему бы двум прежде враждовавшим странам не иметь открытые дипломатические отношения?

В минувшем сентябре, кстати, появилась информация, что Саудовская Аравия приобрела у Израиля противоракетный комплекс «Железный купол». Как сообщали источники, сделка состоялась благодаря американскому посредничеству. Израильские и саудовские официальные власти, естественно, наотрез отказываются комментировать эту информацию. Меж тем интерес Саудовской Аравии к этой израильской ракетной системе понятен: проиранские мятежники-хуситы ежедневно обстреливают территорию королевства ракетами, а используемая для их отражения американская система Patriot не столь эффективна, как израильский «Железный купол».

А недавно появилась совсем уж сенсационная информация: израильские инструкторы обучают в пустыне Негев наёмников из Объединённых Арабских Эмиратов, которые потом ведут бои за йеменский порт Ходейда.

Принципиально расширились и контакты между Израилем и Египтом в последние месяцы. Сделка о поставках израильского газа в Египет, стоимость которой достигнет 15 миллиардов долларов, наряду с соглашением между египетскими властями и кипрскими газовыми компаниями, прочерчивает новую газовую архитектуру и инфраструктуру в этом регионе. Эта серия сделок, конечно же, переворачивает привычное положение на рынке – ведь до Арабской весны это Египет поставлял газ в Израиль.

Поставки газа в Египет планируется осуществлять через Синай, и строительство через этот полуостров газопровода, пожалуй, самая трудная часть плана. Боевики ИГИЛа (запрещенная в России организация) проводят на Синае теракт за терактом и на постоянной основе обстреливают египетскую армию, которая проводит ответные рейды. До недавнего времени эти операции против террористов не имели большого успеха, но сейчас ситуация значительно улучшилась. Вероятно, оттого, что израильские силы безопасности начали поставлять египетским коллегам свои разведданные об укрывающихся на Синае террористах. По всей видимости, также было уже несколько случаев, когда боевые беспилотники израильских ВВС наносили удары по целям на Синае по наводке египетских коллег.

Впрочем, в отличие от договоренностей с Египтом, которые носят во многом открытый и официальный характер, сделки Саудовской Аравии и Объединённых Арабских Эмиратов с Израилем осуществляются под завесой сверхсекретности. Детали соглашений еще долго останутся тайной для массового наблюдателя, но в данном случае дело не столько в конкретном наполнении договорённостей, сколько в самой тенденции.

О меняющемся в арабском мире отношении к Израилю свидетельствуют и неожиданные события в сфере культуры. Этим летом египетский писатель Хишам ал-Хашн опубликовал роман «Это случилось в Берлине», в котором описывает Холокост с его шестимиллионными жертвами и симпатизирует агентам израильского «Моссада», выполнявшим операцию по поимке нацистского палача Эйхмана в Аргентине. Для Ближнего Востока этот роман стал сенсацией – прежде арабские писатели в антисемитском запале отрицали сам факт Холокоста, а фильм Спилберга «Список Шиндлера» до сих пор запрещен к показу в кинотеатрах Египта и многих других арабских стран.

Символично, что именно осенью, по прошествии 45 лет после Войны Судного дня, соотношение сил и стратегических интересов на Ближнем Востоке кардинально изменилось. Конечно, вряд ли в ближайшее время еврей с израильским паспортом сможет беспрепятственно ездить в Саудовскую Аравию, да и в Египте бытовой антисемитизм никуда в миг не исчезнет, но важно, что ведущие арабские страны больше не враждебны Израилю, не вынашивают в отношении него агрессивных планов и воспринимают еврейское государство как союзника в деле борьбы со все возрастающим влиянием Ирана. Сотрудничество между Израилем, Саудовской Аравией и Египтом продолжит расширяться именно потому, что за ним стоит совпадение наиважнейших стратегических интересов и здравый ближневосточный прагматизм.

Остаются, правда, еще на плаву террористические группировки «Хезболла» и ХАМАС, поддерживаемые Ираном, но сила их боевиков не сравнима с мощью кадровых и хорошо вооружённых египетской и саудовской армий. С учётом стабильных отношений между Израилем и Иорданией складывающаяся картина не может не радовать: процветающее еврейское государство, живущее в мире со своими соседями. Не об этом ли мечтали отцы-основатели?

{* *}