Евреи на распутье

18.01.2019

Выборы – горячая пора для любой страны, в которой парламент хоть что-то значит. Особенно – если они внеочередные. Но в Израиле предвыборная кампания проходит жарче и круче, чем в любой другой точке планеты, поскольку, как хорошо известно, где два еврея – там три мнения.

Как грибы после дождя, появляются всё новые партии, придуманные аккурат под выборы, а политики отпускают в адрес друг друга колкости, которым бы позавидовали торговки с одесского Привоза. Но за этим шумом ребром стоит все тот же вопрос: по какому пути, собственно говоря, дальше идти еврейскому государству и куда нас этот путь в результате приведет – не к тупику ли?

Симптоматично, что на этой неделе в синагогах, как и сто, и тысячу лет назад, читают библейскую главу «Бешалах», центральным событием которой стало повествование о рассечении моря при Исходе евреев из Египта, и если вдуматься, то это рассказ о том, как трудно порой сделать правильный выбор – идти вперёд или свернуть обратно. Особенно, когда на весах лежит не только твоя личная судьба, но и будущее целого народа.

Когда евреи обнаружили, что фараон во главе египетского войска преследует их, то разделились на четыре партии – и это невероятное везение для них, поскольку нам на предстоящих выборах придется выбирать из десятков партий. Лидеры одной партии предлагали вернуться в Египет и продолжать жить в качестве рабов. Лидеры второй считали, что нужно принять бой и стоять насмерть. Третьи хотели не просто сражаться, но более того – двинуться навстречу египтянам и нанести им превентивный удар. А четвертые предпочитали просто ждать и надеяться на чудо.

И что примечательно – никто из лидеров этих партий не называл своего оппонента «врагом народа». Каждый из них думал о спасении, а не о политических играх, и предлагал тот путь, который казался ему более верным.

И вот тут Творец преподал и еврейскому народу, и всему человечеству универсальный урок, как делать правильный выбор. И истина оказалась в том, что каждое из напрашивающихся и считавшихся вроде бы очевидным решений было на самом деле ошибочным. Это значит, что всегда надо искать новое и креативное решение, которое не кажется очевидным. Но оно всегда существует – нужно лишь приложить интеллектуальные усилия, чтобы его найти.

И «домашнее задание» по главе «Бешалах», которое должны выучить израильские политики, да и мы все, – мыслите креативно и ищите другой путь, пусть это так же непросто, как и доказать теорему Ферма. И в этом притягательность иудаизма: он не ждет от человека слепой веры и фанатизма, а напротив, требует, чтобы мы задавали себе любые вопросы и сами искали на них ответы. Поэтому споры и столкновения в поиске истины – это для нас нормально. Это, если хотите, образ жизни и образ мысли – именно это и делает нас евреями.

Тогда, три с половиной тысячи лет назад, у вод Красного моря это решение было ниспослано свыше: «Что взываешь ты ко Мне?! – ответил Моисею на его молитвы Творец. – Скажи сынам Израиля, чтобы двигались вперёд!» И расступилось море перед ними, как свидетельствует библейский текст.

Чудес такого масштаба и в древней еврейской истории, и в современной было немало, и именно поэтому, вероятно, в ожидании очередного из них мы и живём – что и в этот раз пронесёт. Не случайно великий писатель Эфраим Кишон обронил: «Израиль – это страна, где никто не верит в чудо, но все принимают его в расчет». Но мало уповать на чудо – надо идти дальше. И этот грозный окрик с Небес – о чём взываете вы ко Мне?! Идите вперёд! – обращен и к нашим сегодняшним лидерам, и к каждому из нас.

Комментарии