Top.Mail.Ru

Еврейская порода

09.05.2019

День независимости – один из самых глубоких праздников в нашем календаре. И праздник этот для нас, безусловно, религиозный, поскольку в нем заложена благодарность Небесам за это непрерывно продолжающееся чудо. И признательность всем тем, евреям и неевреям, силами и жертвами которых это чудо родилось и поддерживается.

Если мы верим, что создание Государства Израиль – это начало мессианского процесса, то праздновать день его основания должны не только израильтяне, но и весь еврейский народ. Тем более что почти половина его, по различным подсчётам, уже живет в Стране Израиля. И численность израильского населения продолжает расти, количество евреев в диаспоре, наоборот, неуклонно снижается.

И две эти половины сосуществуют совсем непросто и смотрят друга на друга неоднозначно. Справедливости ради надо отметить, что такая география у нас не в первый раз на повестке – около двух тысяч лет назад параллельно с еврейской общиной в Святой Земле с политическим центром в Иерусалиме существовала громадная вавилонская община. У каждой из них были свой Талмуд, свои обычаи и традиции. И отношения между ними были очень сложные – полные любви и конкуренции одновременно. Оставим читателю самому выстраивать аналогии с современностью.

Классический сионизм, будь то и сто, и тридцать лет назад, видел в евреях диаспоры исключительно потенциальных репатриантов. Ну, в крайнем случае – потенциального донора и мецената. А всё, что делал этот человек вне Израиля, девальвировалось и объявлялось второстепенным. Демонстративное пренебрежение сионистами языками диаспоры – тем же идишем, который они обозвали рабским – это лишь один из симптомов этого отношения. Ну а уж отношение к израильтянину, вернувшемуся жить в диаспору – вообще резко отрицательное. На иврите таковых называют «йордим», т.е. «спустившиеся», а от интонаций, с которыми это обычно произносят, веет обвинениями в предательстве.

Возможно, такое отношение к «бегущим» можно было понять, когда мы были поселенцами в молодом и осаждённом со всех сторон врагами государстве. Однако за прошедший с основания Государства Израиль 71 год ситуация сильно изменилась. Израиль – сильнейшая региональная держава, а XXI век с его средствами транспорта и связи понемногу стирает границу между Израилем и диаспорами. Так что пора выходить на новый уровень отношений.

В мистической книге «Тикуней Зогар» сказано, что в Стране Израиля должны жить, как минимум, тридцать шесть праведников. И еще столько же – вне её. И роли у них различные: первые служат «во дворце у Царя Царей», а вторые сопровождают изгнанную из Святой Земли и скитающуюся по миру божественность. Так и будут они ходить, бездомные и неприкаянные, пока мир не достигнет полного исправления.

В этой каббалистической иллюстрации отображается и происходящее сейчас во взаимоотношениях между евреями Израиля и диаспоры. Роль первых понятна – строительство «дворца Всевышнего», то есть справедливого общества и цветущего государства, которые должны стать примером славы Б-жьей в глазах всех народов. Роль евреев диаспоры значительно сложнее поддается описанию. Они телом в одном месте, а душой – в другом. И так жили миллионы их предков в прошлом, причём без всякой возможности сесть в самолёт и прилететь на недельку в Святую Землю.

И они рождались, вырастали и умирали, оставаясь в духовном плане «на чемоданах». Как и множество израильтян, разбросанных сейчас по миру – будь то ради учебы, бизнеса или карьеры. Но как только приходит пресловутый приказ «цав 8», означающий экстренную мобилизацию резервистов, все самолеты на родину оказываются забиты этими людьми, которых никакой совести не хватит обозвать «спустившимися». Да и без всякой войны большинство из них крепко завязаны на Израиль, говорят дома на иврите и вместе празднуют еврейские праздники, включая, конечно же, День независимости.

И евреи диаспоры заняты каждый день исправлением мира, будь то борьба с эпидемиями или освоение космоса, помощь беженцам или защита животных. И в этом движении – исправить мир к лучшему – и есть главная функция евреев, приближающая мессианские времена и окончательное избавление, которые заключаются не только в возвращении евреев из изгнания, но и в исправлении всего мироздания.

В прекрасной иллюстрации «Тикуней Зогар» можно найти место и патриотам, и революционерам, и строителям страны, и неуемным странникам. Однако в ней нет места третьей группе – тем загадочным евреям, которые равнодушны к Израилю. Они не едут в Израиль, они не мечтают об Израиле, они не помогают Израилю. Они просто живут в своих странах, и им там хорошо. Некоторые из них стали там важными людьми – миллионерами и сенаторами. Но они даже не помышляют об Израиле. И остаётся лишь молиться, чтобы в один страшный день им жёстко не напомнили об их еврействе волной погромов, как это не раз бывало в еврейской истории. Однако только вместе с ними мы, евреи Израиля и евреи диаспоры, оседлые и странники, сложимся в одно целое, как два крыла одной птицы. Неслучайно ведь наша любимая страна вступает в семьдесят второй год жизни – как раз по числу состоящих из двух половин праведников. С праздником!

{* *}