Раввин на воротах

09.11.2021

Ами Пиковски – «футбольный раввин»: он молится на поле во время матчей, наставляет игроков и выступает за отмену игр по субботам.

Перед каждым матчем футбольной команды «Бейтар» из Иерусалима происходит одна и та же, странная для непосвященных процедура. Тренер отходит в сторону, а игроки собираются вокруг пожилого мужчины с длинной бородой и просят благословить их на игру. В составе «Бейтара» играют не только евреи, да и не все евреи в команде могут назвать себя верующими людьми – но даже они присоединяются к ритуалу и ждут благословения.

Бородатого мужчину зовут Ами Пиковски, ему 63 года, и он известен как единственный в мире «футбольный раввин». Экс-футболист, много лет игравший на профессиональном уровне, Пиковски сопровождает «Бейтар» на играх, разговаривает с игроками о вере и подбадривает их у кромки поля. «Иногда в раздевалке перед матчем мы поем. Я говорю игрокам: “Выходите на поле радостными! Танцуйте!” Так делали древние воины, потому что знали – через радость приходит вера. А вместе с ней появляются концентрация и уверенность в своих силах, необходимые для победы», – объясняет Пиковски свою миссию в «Бейтаре».

Родившийся в Израиле в конце 50-х годов, Ами с детства проявлял способности к футболу – и никакого интереса к вере. Он говорит сам, что его родители были светскими людьми и воспитывали его в традиции атеизма. В юности Пиковски играл в любительских командах, а затем переехал в Калифорнию, чтобы сделать карьеру профессионального футболиста. Его приняли в основной состав клуба «Маккаби Лос-Анджелес». Эту команду в 1971 году основали выходцы местной еврейской диаспоры. Во второй половине 70-х, когда в ее состав влился Пиковски, «Маккаби» был уже одним из самых заметных американских клубов. Команда, чьим символом на футболках стала звезда Давида – хотя, опять же, играли в ней не только евреи, – выиграла Кубок Калифорнии и Кубок Лос-Анджелеса. А еще принимала участие в международном турнире КОНКАКАФ – своеобразном аналоге Лиги чемпионов для лучших клубов Северной и Центральной Америки и стран Карибского бассейна.

«Я был обычным молодым парнем-спортсменом: вечером в пятницу, если не было игр, красиво одевался и шел на дискотеку. И тут один одноклубник пригласил меня на трапезу в шаббат. Я отказался, но потом, подумав, все же решил прийти. Это было лучшее, что я видел. Там было человек тридцать, очень вкусная еда, пели песни на иврите – я вдруг почувствовал, что обрел дом», – рассказывал Пиковски в интервью.

Он говорил, что после того первого шаббата почувствовал интерес к духовным книгам и начал посещать синагогу. Почти одновременно подошла к концу и его футбольная карьера. В 1982 году учредители решили закрыть клуб «Маккаби» из-за финансовых проблем. Некоторое время Пиковски еще играл в Нью-Йорке. Но большую часть денег, по его словам, приносил уже не футбол, а небольшой магазин в Лос-Анджелесе, который он успел купить на спортивные гонорары.

В Нью-Йорке с ним случилось настоящее откровение. Через общих знакомых Ами смог посетить выступление Любавичского ребе Менахема-Мендла Шнеерсона, одного из самых ярких проповедников в иудаизме XX века. «Я видел, как горели огнем глаза ребе во время проповеди. Я никогда не чувствовал себя лучше: это был поворотный момент в моей жизни», – говорил Пиковски, который после этого вернулся в Лос-Анджелес и решил, что отныне его магазин не будет работать в шаббат. Это было трудным решением, если учесть, что именно по субботам тот приносил наибольший доход. Пиковски стал посещать занятия в местной ешиве, а параллельно – вступил в переписку с Любавичским ребе. Именно тот в конце концов и привел его к мысли вернуться в Израиль.

«Это была моя алия спустя тридцать с лишним лет», ­­– рассказывал Пиковски, который, получив религиозное образование, не оставил своего увлечения футболом. В Израиле он познакомился с одним из тренеров «Бейтара» и стал приходить на тренировки, чтобы поддержать футболистов перед важными играми или просто побеседовать с ними.

«Отклик был огромный. Среди игроков – немалое количество верующих, и у них была масса вопросов. Даже футболисты, далекие от религии, подходят, чтобы просить благословения перед важной игрой», – говорит он. По его словам, поначалу тренерский штаб относился к его визитам с долей сомнения. Там спрашивали: «Это точно то, что нужно перед матчем?» Но потом тренеры сами стали звать его не только на тренировки, но и на игры – в том числе на выезды за рубеж. Мотивация «футбольного рабби» так «заряжает» игроков, что это приносит «Бейтару» в среднем на 20 очков в сезоне больше, полагают сегодня в тренерском штабе клуба.

Одна из последних инициатив «футбольного раввина», которая набирает силу прямо сейчас, – сбор подписей за запрет игр во время шаббата. Этот вопрос давно стоит в израильском футбольном мире. Еще в 2015 году его обсуждали в Верховном суде страны и в окружных судах, которые решают трудовые конфликты. Тогда проведение игр национального чемпионата по субботам было решено приостановить. «На данный момент в стране нет права на работу по субботам, а значит, профессиональный футбол – это нарушение закона», – объяснила свое решение о временном запрете субботних матчей судья Ариэла Гильцер-Кац. По ее словам, все игры чемпионата должны заканчиваться по меньшей мере за час до наступления шаббата или начинаться через час после его завершения.

Некоторое время именно так и происходило, но затем вернулось на круги своя. В турнирной таблице Премьер-лиги Израиля суббота – один из самых интенсивных игровых дней. Например, в девятом туре, который пройдет в ближайшие выходные, во время шаббата состоятся сразу четыре матча. Первый начнется в 14.00 по местному времени, второй – в 16.30, третий в 17.00 и четвертый в 18.50. Возврат к былым правилам вызван недовольством ряда клубов, игроков и болельщиков ­– и их апелляциями к судебному решению. В числе протестующих еще в 2015 году оказался, например, председатель комиссии спортсменов-олимпийцев при Кнессете Йоэль Развозов. Он заявил, что для многих граждан Израиля, в том числе военнослужащих, суббота – единственный свободный день, когда они могут посетить спортивные мероприятия. «Я глубоко уважаю спортсменов, которые соблюдают шаббат. Но запрету должна предшествовать широкая общественная дискуссия, а без нее всем будет только хуже – и спорту, и религии», – заявил Развозов.

«Футбольный раввин» Ами Пиковски имеет на этот счет другое мнение. «Я считаю, что лига, как и владельцы команд, должны быть более внимательны к правам игроков, среди которых немало верующих людей. Не играть в шаббат – их право, и они должны его получить. Тем более что в Израиле работать в этот день противозаконно», – говорит он. Пиковски также агитирует руководство клубов включать в контракты футболистов пункт о невозможности игры в субботний день – иначе многие оказываются связаны договором, который противоречит их религиозным убеждениям.

По данным издания The Jerusalem Post, сегодня петицию Пиковски за отмену субботних игр подписали около 400 игроков. Это примерно половина всех играющих в лиге футболистов. При этом, как отмечает издание, число приверженцев «футбольного рабби» постоянно растет.

Комментарии