Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
14.02.2024
«Это была длинная, тревожная, но очень счастливая ночь». Так контр-адмирал ЦАХАЛа Даниэль Хагари описал спасение двух израильских заложников – 61-летнего Фернандо Симона Мармана и 70-летнего Норберто Луиса Хара. Военные не раскрыли всех подробностей операции. Известно только, что, как и в случае со спасением военнослужащей Ори Мегидиш, это была точечная вылазка спецназовцев. Накануне у ЦАХАЛа появилась информация, что пленных удерживают в одном из домов в городе Рафах на юге сектора Газа. «Второй этаж. Здание в центре гражданского квартала. Террористы сделали все, чтобы помешать нам, но мы это сделали», – подчеркнул Хагари.
Бойцы элитного подразделения ворвались в дом примерно в 1.49 ночи с воскресенья на понедельник. Под огнем террористов они вывели заложников, прикрывая их своими телами. В перестрелке один из солдат ЦАХАЛа был ранен. Операцию координировали с базы ЦАХАЛа в Беэр-Шеве: ей командовали генерал Ярон Финкельман и руководитель ШАБАКа Ронен Бар, а кроме того, за ходом рейда в режиме реального времени следили премьер-министр Биньямин Нетаньяху и министр обороны Йоав Галант. «Мы готовились к этому рейду, тщательно планировали его и ждали условий, которые дадут возможность его провести. Все было исполнено профессионально, быстро и точно», – сказал Даниэль Хагари. Он отметил, что операцию удалось реализовать благодаря мужеству всех бойцов и резервистов, которые очищают сектор Газа от боевиков: «Без всех тех, кто получил ранения и пал в боях, без их самопожертвования сегодняшний успех был бы невозможен».
Симона Мармана и Луиса Хара доставили в больницу «Шиба» для обследования – там спасенных уже ждали члены их семей. Врачи определили состояние заложников как «стабильное»: они не были ранены или физически травмированы – хотя, как и все, кто возвращался из плена ХАМАСа, оказались сильно истощены. Обоим также придется пройти психологическую реабилитацию – чтобы вернуться к нормальной жизни после четырех месяцев плена. «Внешне они выглядят неплохо, но трудно сказать, здоровы ли они духом. За эти 128 дней им пришлось собрать все силы, чтобы оставаться стойкими и не потерять надежду», – сказал в интервью израильскому телеканалу Идан Беджерано, зять Луиса Хара. По его словам, звонок из ШАБАКа с новостью об освобождении тестя стал для него полной неожиданностью – хотя все это время он ждал его возвращения.
«Телефон зазвонил после трех часов ночи. Я сам только что вернулся из аэропорта, где встречал сына, и уже собирался спать. Голос в трубке сказал: “Они у нас. Мы вернули их” – и это было как гром среди ясного неба. Нам сказали собираться и ехать в больницу. Это заняло еще около часа, в течение которого мы с женой едва могли дышать – так много было эмоций», – рассказал Беджерано. Он добавил, что испытал почти сюрреалистическое чувство, когда после стольких дней тревог и молитв увидел тестя спасенным.
Симона Мармана и Луиса Хара взяли в заложники 7 октября в кибуце Нир-Ицхак. Боевики ХАМАСа вторглись в это поселение около 7 утра. Большинство жителей успели спрятаться в безопасных комнатах, но как минимум три человека были убиты, еще пять пропали без вести. Симон Марман был захвачен террористами вместе с четырьмя родственниками – 62-летней сестрой Кларой Марман и ее 70-летним гражданским мужем, а также 59-летней сестрой Габриэлой Леймберг и ее 17-летней дочерью Мией. Во время атаки семья пыталась подпереть дверь мамада стулом, но террористам удалось открыть ее.
В конце ноября Клара Марман и Леймберги были освобождены во время договоренности о прекращении огня и обмене заложниками между Израилем и ХАМАСом. Тогда выяснилось, что Мия Леймберг все время плена пережила вместе со своей собакой Беллой породы ши-тцу. Она успела спрятать ее в куртке, когда боевики сажали заложников в машины, и позже уговорила их не убивать собаку. Оказавшись на свободе, Мия сказала, что чувствует стыд и смущение: «Нас выпустили, но мой дядя и муж тети все еще остаются в плену. Мы скучаем по ним и чувствуем себя неловко: мы на свободе, а они нет! Как бы я ни была рада вернуться, но мы еще не закончили». В свою очередь, Клара Марман, сестра Симона, рассказала, что боевики держали всю семью вместе и перевозили из города в город – чтобы избежать попыток освобождения заложников бойцами ЦАХАЛа. «В какой-то момент мы и оказались в Рафахе. Было ощущение, что мы очень близко от дома», – поделилась она.
По словам Клары Марман, ее брат Симон был душой кибуца: «У него золотые руки. К нему обращались все, кому нужно было что-то починить». Родственники Луиса Хара описывают его как «интеллектуала», знатока театра и литературы. У него четверо детей и десять внуков. Оба освобожденных заложника в прошлом репатриировались в Израиль из Аргентины. Президент этой страны Хавьер Милей, который не скрывает произраильских симпатий и даже изучает Тору, написал в социальных сетях: «Мы благодарим ЦАХАЛ, ШАБАК и полицейские силы Израиля за успешное спасение наших соотечественников». На прошлой неделе – всего за несколько дней до операции по освобождению пленников – Милей лично посетил Израиль. Он побывал в музее Холокоста и помолился у Стены Плача, а кроме того, объявил о переносе аргентинского посольства из Тель-Авива в Иерусалим. Милей заявил также, что Аргентина «решительно осуждает ХАМАС и призывает к скорейшему освобождению всех израильских пленников».
«Вопрос возвращения заложников остается приоритетным. Мы радуемся тому, что двое израильтян вернулись домой. Но при этом ни на секунду не забываем, что ХАМАС все еще удерживает в секторе Газа 134 человека. И если вы сейчас слышите меня, знайте: мы полны решимости вернуть вас!» – заявил представитель ЦАХАЛа Даниэль Хагари.
Накануне, 13 февраля, в Каире начались переговоры о временном прекращении огня в секторе Газа и освобождении оставшихся заложников. Израильская сторона до последнего сомневалась, участвовать ли в диалоге с представителями стран-посредников, США, Египта и Катара. Причиной колебаний было последнее публичное предложение ХАМАСа – по словам премьер-министр Биньямина Нетаньяху, «абсолютно бредовое». За оставшихся заложников террористы попросили полное прекращение огня, вывод войск из Газы, а также восстановление анклава и освобождение около 1500 палестинских заключенных.
Условия обсуждаемой в Каире сделки не разглашаются. Однако уже известно, что первый день переговоров, в котором принимали участие глава «Моссада» Давид Барнеа и директор ЦРУ Уильям Бернс, хоть и прошел «в позитивном ключе», но никаких результатов не принес. Встречу решено продлить еще на три дня – в конце недели станет ясно, есть ли в переговорах по заложникам какой-то прогресс.