Виртуальный мир спасет от аутизма

14.02.2008

autism.jpgУченые из Хайфского университета обнаружили, что использование систем виртуальной реальности помогает детям научиться переходить дорогу, соблюдая все правила дорожного движения. «Виртуальные имитации действительности, использованные в этом исследовании, помогают им усвоить навыки, которые позволят детям стать более независимыми», — сказали ученые Наоми Йосман и Тамар Вайс, которые руководили исследованием. Особенно важно это открытие для детей, страдающих аутизмом.

Аутизм – это аномалия умственного развития, характеризующаяся нарушением контакта с окружающими, эмоциональной холодностью и ограниченным стереотипным поведением. Обычно он проявляется у детей в возрасте до трех лет. Для детей, страдающих синдромом аутизма, очень важны навыки поведения в повседневных ситуациях. Однако на практике ребенку с этим заболеванием очень сложно обрести независимость от внешних обстоятельств и научится справляться с тем, что не вызывает трудностей у обычных людей. Одной из основных повседневных проблем таких детей оказывается их неспособность переходить дорогу.

Для прививания навыка поведения в условиях дорожного движения в прошлом было разработано несколько методов группового и индивидуального обучения в классах, однако ни один из них не оказался действенным. Лучшим способом обучения считаются практические занятия в реальных обстоятельствах, однако подобные методы сопряжены со слишком большой опасностью.

Как выяснилось, использование виртуальных имитаций помогает больным обрести самостоятельность без риска для жизни и здоровья.

В исследовании приняли участие шестеро детей с синдромом аутизма в возрасте от 7 до 12 лет. Используя программу виртуальной имитации действительности, разработанную Ювалом Навехом, они обучались переходить виртуальные улицы, дожидаться зеленого сигнала светофора и смотреть влево и вправо, чтобы убедиться, что на дороге нет виртуальных машин.

По прошествии месяца все испытуемые сделали значительный шаг вперед: в начале занятий средний ребенок мог справиться только со вторым уровнем программы, а через месяц все они дошли уже до восьмого.

После этого ученые проверили приобретенные навыки в реальном мире, и трое детей показали значительные улучшения. Так, 12-летний мальчик, который долгое время безрезультатно занимался этим на школьных уроках, научился останавливаться на тротуаре, прежде чем пойти через дорогу, смотреть на сигналы светофора и переходить только на зеленый свет.

«В этом исследовании мы выяснили, что уровень интеллекта или серьезности заболевания детей-аутистов не мешает им воспринимать систему. Сейчас можно утверждать, что мы открыли способ, позволяющий им обрести самостоятельность и улучшить познавательные и социальные навыки», — сказали авторы исследования.

Оксана Ширкина