Top.Mail.Ru

Кошерная безопасность

07.01.2010

Быть евреем всегда было непросто. Однако современные требования безопасности ставят перед религиозными евреями принципиально новые задачи. Раввины задаются вопросом: как защитить синагогу и не нарушить при этом законы Галахи?

Электронные мониторы, камеры слежения и автоматические дверные замки шесть дней в неделю не создают никаких проблем: достаточно просто нажать кнопку. Но как быть в Шаббат? В святой день большинство евреев посещают синагогу. Все эти устройства работают от электричества, использование которого приравнивается к разжиганию огня, строго запрещенному по субботам.

В Европе, где велика угроза исламского терроризма, а также в Южной Америке и в Южной Африке синагоги тщательно охраняются. Раввины стоят перед непростой дилеммой: с одной стороны, они обязаны следить за соблюдением законов Галахи, с другой, как хранители синагоги, должны обеспечивать безопасность своих прихожан.

На завершившейся недавно в Иерусалиме конференции отдела по делам религии Всемирной синонистской организации раввин Исраэль Розен, глава института «Цомет», занимающегося галахической трактовкой современных технологий, представил собравшимся «кошерные» устройства безопасности, которые могут быть использованы в Шаббат для защиты синагог и еврейских общинных центров.

Одна из новейших разработок специалистов «Цомета», получившая название «Почувствуйте разницу», улавливает электрические токи, испускаемые человеческой рукой, и в ответ на них изменяет напряжение в приборах, при этом не включая и не выключая их. Например, устройство включает яркий свет или подает звуковой сигнал, чтобы привлечь внимание охраны, или ослабляет притяжение сверхсильного магнитного замка на двери, чтобы прихожане могли открыть ее.

Продемонстрированное Розеном ноу-хау вызвало противоречивую реакцию приехавших на конференцию раввинов. Некоторые из них восприняли технические новшества с энтузиазмом, в то время как другие посетовали на то, что использование электронной техники нарушает атмосферу Шаббата. По словам самого Розена, в Израиле технологии института «Цомет» применяются довольно широко, в то время как раввины в диаспорах чаще всего не приветствуют исопльзование какой бы то ни было электроники в Шаббат. «Кому это нужно? Мы просто нанимаем нееврея, чтобы открывать ворота, а отряд полицейских патрулирует район вокруг синагоги», — откровенно признался один из них.

Однако еврейские общины некоторых европейских стран — например, Италии и Германии — уже с успехом применяют кошерные устройства «Цомета», с гордостью говорит Розен.

Артем Лукин

{* *}