Израиль и Иран померяются семьями

22.02.2012

Режиссеры Йосеф Седар из Израиля и Ашгар Фархади из Ирана поборются за премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Церемония награждения состоится 26 февраля в Лос-Анджелесе. Критики подметили, что в обеих картинах есть нечто общее: и в «Примечании» Седара, и в «Разделении» Фархади рассказывается о семейных конфликтах.

Режиссеры подчеркивают, что их фильмы посвящены человеческим отношениям, а вовсе не политике, как можно подумать, приняв во внимание напряженные отношения между Израилем и Ираном. При этом Фархади и Седар не могут абстрагироваться от политических реалий, запершись в башню из слоновой кости чистого искусства.

Фильм Фархади «Разделение», завоевавший премию Голливудской ассоциации иностранной прессы «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», был создан под надзором иранской цензуры, следящей за тем, чтобы национальная кинопродукция не нарушала строгих норм мусульманской морали.

В основу сюжета картины Седара «Примечание» положена история соперничества двух ученых, отца и сына, специалистов по Талмуду в Еврейском университете, претендующих на престижную премию. Тема Ближневосточного конфликта в картине не затрагивается.

Предыдущий фильм Седара, «Бофор», номинировался на «Оскар» в 2008 году. Израильская публика восприняла эту работу неоднозначно: некоторые сочли антивоенную риторику режиссера пораженческой.

«Сын занимается интерпретациями Талмуда и комментариями, — рассказывает режиссер о героях своего фильма, — отец — фактами и проверкой эмпирических данных. Иногда я на стороне отца, иногда — на стороне сына». По словам режиссера, он уже давно принципиально отказывается интерпретировать собственные работы: «Каждый зритель воспримет “Примечание” по-своему», — подчеркивает он.

Такого же мнения о своей последней киноработе придерживается и Ашгар Фархади: «В каждой истории при желании можно обнаружить множество тайных смыслов. Зритель волен сам решать, какая проблема, затронутая в фильме, стоит для него на первом месте».

«Разделение» рассказывает о семье, которая должна решить, остаться ли ей с одним из родителей, страдающим болезнью Альцгеймера, в Иране, или уехать с маленьким сыном в более благополучную страну. На вопрос корреспондента The Washington Post, не олицетворяет ли больной старик иранское государство, Фархади ответил: «Выискивая в произведении искусства политический подтекст, вы тем самым умаляете его художественные достоинства».

Телевидение и кино подвергаются в Иране жесткой цензуре. В мае прошлого года власти посадили в тюрьму режиссера Джафара Панахи, который якобы собирался снимать фильм, порочащий режим.

«Жюри кинофестивалей зачастую присуждают награды фильмам, повествующим о бедности и тяжелой судьбе граждан той или иной страны, — заявил представитель Министерства иностранных дел Ирана Рамин Мехпансарат в интервью Reuters после того, как фильм «Разделение» был награжден «Золотым Глобусом». — Это приводит к тому, что иранские деятели культуры замалчивают позитивные аспекты развития нашей страны и снимают картины в угоду жюри этих кинофестивалей».

Йосеф Седар, по его собственным словам, однажды уже виделся с Ашгаром Фархади и с нетерпением ждет новой встречи с ним на церемонии вручения «Оскара».
 

Соня Бакулина