Top.Mail.Ru

Йом Кипур на экране

12.09.2013

Эпизоды с изображением еврейских праздников — не редкость в современном кинематографе. Но если Рош а-Шана, Ханука и Песах появляются на экране с завидной периодичностью, то о Йом Кипуре этого никак не скажешь. Британский культуролог Натан Абрамс, главным предметом научных интересов которого является еврейская тема в мировом кинематографе, объясняет это тем, что Йом Кипур, в отличие от Рош а-Шана и Песаха, не имеет сопоставимых аналогов среди христианских праздников, следовательно донести его смысл до нееврейской аудитории будет непросто.


Кроме того, пишет Абрамс на страницах Haaretz, в Йом Кипур в основном только постятся, в традициях этого праздника нет привлекающих внимание «этнографических» обрядов, которые можно было бы включить в сценарий фильма. Именно об этом говорят герои комедии Вуди Аллена «Эпоха радио» (1987): «В течение 24 часов вы не должны делать ничего. Нельзя даже включить свет или послушать радио. Только сидеть, молиться, поститься и искупать свои грехи».

Дебют Йом Кипура на киноэкране состоялся в 1927 году в американском фильме «Певец джаза», являющемся также первой звуковой лентой. Сценарий картины написан на основе пьесы Самсона Рафаэльсона, которая так и называется — «День искупления». Главную роль в фильме исполнил популярный певец, актер и комик Эл Джолсон. Сюжет картины вкратце таков: юный Яша Рабинович, пренебрегая устоями своего благочестивого семейства, распевает популярные песенки в пивной. Когда отец, кантор, наказывает его за это, Яша сбегает из дома. Через несколько лет он становится признанным певцом джаза, выступающим под именем Джек Робин. Яша-Джек становится звездой и уже планирует открывать свой собственный театр на Бродвее. Однако в день накануне Йом Кипура Джеки узнает, что его отец смертельно болен и просит сына вместо себя исполнить в синагоге «Кол Нидрей»...

Если «Певец джаза» показывает Йом Кипур в драматическом контексте, то «Эпоха радио» Вуди Аллена (что неудивительно) — в гротесково-комическом. Действие происходит во время Второй мировой войны в Ньюарке, отдаленном непрестижном пригороде Нью-Йорка, населенном преимущественно еврейскими эмигрантами. В Йом Кипур многочисленное семейство проводит пост в своей гостиной. Старшее поколение преисполнено благочестия, а молодежь откровенно изнывает от тоски. Внезапно благочестивую атмосферу нарушает громкая музыка: в соседнем доме тоже живет еврейская семья, но «они такие все из себя атеисты, в Б-га не верят, только в Сталина». Возмущенный отец семейства идет к соседям, чтобы пристыдить их, однако возвращается только через час, причем в его мировоззрении, кажется, произошел коренной переворот:
— Они правы, это глупость. Я должен поститься, чтобы искупить свои грехи? Какие грехи? Кому я сделал плохо? Эксплуатация трудящихся — вот это грех! — с порога заявляет он.
— Надеюсь, ты у них хотя бы не ел, — спрашивает жена.
— Ел! Свиные отбивные с картошкой, моллюсков и шоколадный пудинг.

Неудивительно, что сразу же после возвращения у папаши началось несварение желудка!

В относительно недавнем израильском фильме Амоса Гитая «Кипур» (2000) праздник только упоминается, но не показывается: лента посвящена Войне Судного дня.

В любом случае, даже если Йом Кипур и показывается в том или ином фильме, существенной роли в сюжете он не играет. Он служит лишь фоном для драматической или комедийной истории. Нам остается только ждать появления талантливого режиссера, который покажет Йом Кипур на экране во всех его нюансах.


Николай Лебедев

{* *}