Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
05.06.2024
«В Марке Эйдельштейне есть что-то сумасшедшее и милое», – сказал режиссер Шон Бейкер об исполнителе главной мужской роли в своем фильме «Анора», который на днях получил «Золотую ветвь» Каннского фестиваля. На вопрос, почему картина смогла добиться такого успеха, Бейкер отвечает: «Наверное, это чудо кастинга. И Эйдельштейн, и Майки Мэдисон, сыгравшая главную героиню, на экране очень живые – земные и одновременно инопланетные. Мне нравилось их снимать».
В «Аноре» Марк Эйдельштейн сыграл мажора Ваню, сына русского олигарха. Соря деньгами в ночных клубах Бруклина, Ваня знакомится со стриптизершей Анорой и стремительно в нее влюбляется. Сначала он выкупает ее время на неделю, а потом предлагает наскоро пожениться в Лас-Вегасе. Но будь фильм классической сказкой про Золушку, он бы вряд ли выиграл «Золотую ветвь». Родители Вани узнают о мезальянсе и посылают надежных людей, чтобы те разрулили ситуацию. А дальше начинаются американские горки – и сюжетные, и визуальные. И хотя глаз российского зрителя заметит некоторые, пусть и ненавязчивые, стереотипы «об этих богатых русских», общего впечатления они не портят – скорее добавляют фильму остроты.
Впрочем, сам Эйдельштейн к пробам на роль в «Аноре» тоже подошел творчески. Его кандидатуру Шону Бейкеру предложил Юрий Борисов, с которым Марк снимался в фильме «Сто лет тому вперед». На видеозаявке Эйдельштейн должен был изобразить типаж, который ему предстояло воплотить в «Аноре» – то есть пафосного сынка олигарха. Первым делом Марк подумал, что должен появиться в этом ролике-визитке в дорогущей брендовой одежде. Но возникла проблема: у молодого актера таких вещей попросту не было. И тогда Марк пошел ва-банк: он разделся перед камерой догола и произносил монолог, попутно куря вейп. Позже Эйдельштейн признался, что затяжки давали ему драгоценные лишние секунды, чтобы он мог сосредоточиться и подобрать слова.
Идея оказалась удачной – Шон Бейкер позднее говорил, что Эйдельштейн попал в яблочко и что он сам именно таким и представлял своего героя. Марка пригласили на съемки в США. Правда, за поездку в Голливуд Эйдельштейна, студента Школы-студии МХАТ, чуть не отчислили – но вовсе не из-за съемок, а из-за элементарных пропусков занятий. К счастью, до отчисления дело все же не дошло, но Марк считает это событие сродни чуду, поскольку пропустил 70% занятий.
Были сложности и с родителями. Актер решил не сообщать им подробностей и просто сказал, что получил роль в романтической комедии с Майки Мэдисон. «В этом фильме слишком много наркотиков, секса и насилия, а мои родители несколько консервативны, – объяснял Эйдельштейн в интервью журналу Variety. – Я не знаю, что они скажут. Может быть, я покажу им этот фильм, но лет через десять».
В актерскую профессию Марк тоже пришел через семейный конфликт. Его мама преподает сценическую речь в театральном училище им. Евстигнеева в Нижнем Новгороде – родном городе Марка. В то время как других детей в наказание ставили в угол или отлучали от прогулок, Марка за провинности заставляли заучивать наизусть большие куски текста. «Это были, к примеру, фрагменты из “Евгения Онегина” или произведений Астафьева», – вспоминал актер.
Тем не менее Марку нравилась атмосфера театрального закулисья, и он сбегал в училище со школьных уроков. Мама эти побеги не поощряла и запретила вахтерам пускать сына, но тот все равно проникал в мир искусства – через окно. Стремление подростка к актерской игре в семье не поддерживали. Родители желали сыну более стабильную и денежную профессию. «Людям свойственно судить через призму своего опыта, – говорил Марк. – Моя мама меня берегла. Она достигла того, что преподавала в театральном училище. И она не была уверена, что я поднимусь выше».
Некоторое время Марк подумывал, не пойти ли учиться на юриста, и даже сдал ЕГЭ по естествознанию. Примерил он на себя и карьеру модели – надо сказать, довольно успешно. Сначала Эйдельштейн снимался для местных нижегородских брендов, потом его пригласил на съемки в Санкт-Петербург Гоша Рубчинский. Вскоре последовало предложение выйти на международный уровень и сняться в Китае, но Марк отказался: «Мне хотелось самовыражаться, но работа моделью не позволяла этого сделать. Задача модели – выражать идею дизайнера, а не свою собственную. Это не соответствовало моему внутреннему запросу».
В итоге Марк тайком от родителей уехал в Москву поступать в Школу-студию МХАТ. Чтобы скопить денег на поездку, Эйдельштейн подрабатывал в одном из нижегородских кафе аниматором. Родителям он рассказал правду, только когда узнал, что успешно сдал вступительные экзамены. Хоть и не сразу, но родители все же приняли выбор сына. «Мы на какое-то время прервали связь, это была тяжелая ситуация, – делился Марк. – Но после первых успешных съемок они успокоились, и сейчас все отлично».
Первыми большими съемками Марка стала работа в фильме Натальи Кончаловской «Первый снег». До этого актер успел сняться только в одной короткометражке. «У Кончаловской я впервые в жизни проходил серьезный кастинг, наверное, в десяток этапов, если не больше. Я уже думал, что меня не возьмут, но все получилось», – делился Марк.
Довольно скоро Эйдельштейн получил известность и на международном уровне благодаря роли в фильме Юлии Трофимовой «Страна Саша». Картину в феврале 2022 года показали в конкурсной программе Берлинале. Фильм также участвовал в Международном фестивале стран Азиатско-Тихоокеанского региона во Владивостоке – и Марк получил награду как лучший молодой актер.
Особое место в карьере Эйдельштейна занимает роль Моше Таля в фильме Сергея Урсуляка «Праведник». В картине о Праведнике народов мира Николае Киселеве Марк сыграл одного из спасенных им евреев. Забавно, что до съемок у Урсуляка актер не видел ни одного его фильма, даже знаменитой «Ликвидации». В интервью Федору Бондарчуку Марк рассказывал: «Сергей Владимирович как-то на съемках меня спросил: “Ты что-нибудь мое видел?” Я говорю: “Нет, не видел”. Он меня обнял и говорит: “Как хорошо”. Но я действительно не видел, только слышал про его фильмы».
В том же интервью Марк признавался, что сделал в «Праведнике» гораздо меньше, чем мог бы, «катастрофически и непозволительно мало». Поэтому он не смог смотреть сцены со своим участием после выхода фильма, хотя, по словам актера, с точки зрения Урсуляка он сделал достаточно. Так что Марк считает, что серьезно «недобрал» опыта у мэтра. «Но зато после работы с Урсуляком мне ничего не страшно», – говорит Эйдельштейн.
Действительно, с каждой новой ролью и мастерство, и популярность Эйдельштейна только растут. Недавно в российских кинотеатрах состоялась премьера фантастического блокбастера «Сто лет тому вперед» по одноименной повести Кира Булычева – впрочем, серьезно переработанной сценаристами. Марк сыграл Колю Герасимова плюс озвучил закадровое повествование. «Вот где мне пригодилось искусство сценической речи и опыт заучивания больших кусков текста наизусть», – шутил Марк.
После поездки в Голливуд на съемки «Аноры» Марку поступают предложения продолжить карьеру там. У актера хороший английский язык, и к тому же ему играет на руку сходство с Тимоти Шаламе – журналисты давно уже называют Марка русским Шаламе. Марк на сравнение не обижается, поскольку относится к своему американскому «альтер-эго» с большим уважением. «Это уже даже не стадия принятия, – говорит он, – это стадия обожания и почитания». Но бросать карьеру в России, где он сейчас весьма востребован, Эйдельштейн не намерен.
Сокровенная мечта Марка – подняться на сцену во время вручения премии «Оскар». «Не обязательно как номинант, – говорит Марк. – Я хочу постоять на этой сцене в каком угодно амплуа. Я готов даже совершить хулиганский перформанс и пробежаться по ней, будь у меня такая возможность». Но что бы Марк ни говорил, он вполне может пройтись по красной ковровой дорожке и в качестве призера. Для этого у 22-летнего актера есть все козыри: яркая внешность, не менее яркий талант и растущий кинематографический опыт.