Успех и ненависть в Тунисе

11.12.2018

В те самые минуты, когда вы читаете эти заметки, в далеком Тунисе продолжают бурлить страсти вокруг недавнего назначения на пост министра туризма этой мусульманской страны еврея Рони Трабелси. Особый драматизм этому назначению придает тот факт, что туризм является ключевой отраслью экономики Туниса, переживающей не лучшие времена. Вот премьер-министр Юсеф Шахед и надеется, что ум и деловая хватка еврея-министра помогут снова, как встарь, привлечь в Тунис миллионы туристов со всего мира.

Надо заметить, что в первую очередь идея назначения Трабелси не понравилась местным евреям. На протяжении десятилетий небольшая – около 1200 человек – еврейская община Туниса жила себе относительно спокойно, стараясь не высовываться, и у её членов есть основания опасаться, что появление еврея-министра привлечет к ней излишнее внимание и в итоге обернётся большими бедами.

По этому не самому оптимистичному сценарию всё, собственно говоря, и развивается: уже несколько недель возле здания министерства туризма правоверные мусульмане проводят демонстрации протеста, а в стране явно набирают силу антисемитские и антиизраильские настроения.

Министр туризма Туниса Рони Трабелси

Ситуация эта, заметим, далеко не новая: сколько раз на протяжении всей истории евреев возносило на самую вершину власти в самых разных уголках планеты, они способствовали росту экономики и обороноспособности этих стран, а взамен получали лишь ненависть со стороны народов, на благо которых так трудились – потому что оставались евреями и не желали отрекаться от самих себя и своих предков.

В библейском отрывке «Ваигаш», который иудеи всего мира читают на этой неделе, как раз и повествуется о первой из таких историй – об Иосифе, ставшем фактически премьер-министром Египта и спасшем эту страну и весь регион от надвигавшегося голода и его неизменной спутницы – разрухи. Примечательно тут отношение фараона к Иосифу, который сказал ему и его братьям: «Возьмите отца вашего и семьи ваши и придите ко мне, и дам я вам место на земле Египетской». Выдающийся еврейский комментатор Священного Писания раввин Овадья Сфорно нашел в этих словах доказательство того, что фараон, будучи мудрым властелином, понимал, как важно для благополучия его страны удержать Иосифа.

И фараон создавал все условия, чтобы Египет стал для Иосифа домом и родной страной в полном смысле этих слов – даже согласился принять его большую семью. Фараон понимал, что в этом случае ко всем египетским делам Иосиф будет относиться как к своим собственным. А новые еврейские подданные будут чрезвычайно полезны для экономики Египта и внесут свой вклад в развитие и процветание страны. «Поставь способных из них смотрителями над моими стадами», – говорит Иосифу фараон.

И эта «парадигма Иосифа» – история еврея, сумевшего благодаря уму и способностям сделать блестящую политическую или деловую карьеру, но при этом не забывшего о своих братьях-евреях – повторялась с тех пор из поколения в поколение во многих странах мира. И пусть сами евреи обычно не очень жаловали своего всемогущественного соплеменника, опасаясь последствий и сетуя, что, мол, как далеко он откатился от еврейства, он продолжал печься об их благе и заботиться об их интересах.

А о том, что Иосиф, несмотря на многие годы жизни при дворе фараона, остался верен своему еврейству, сказано в самом библейском тексте. «Могу умереть теперь, после того как увидел лицо твое», – говорит на смертном одре Яаков своему сыну Иосифу. И библейские комментаторы трактуют эти сроки однозначно: Яаков тревожился, что за эти годы сын забыл всё, чему он его учил, изменился нравственно и духовно и перестал ощущать свою принадлежность к еврейской семье. Но увидев его, успокоился, ибо убедился, что это не так.

Сегодня мы видим, как реально воплощается «парадигма Иосифа» в России, США, Украине, Тунисе и других странах, и нет никакого сомнения, что она продолжит своё шествие и в будущем. Мы гордимся «новыми Иосифами», но одновременно чуть жалеем их, поскольку прекрасно знаем, как к ним отнесутся местные антисемиты и какая чудовищная неблагодарность их ждет в конце.

Комментарии