От Берлина до Пекина

15.05.2008

Еще в эпоху античности Олимпийские игры являлись хорошим пропагандистским инструментом. И власти нацистской Германии, хорошо усвоив этот исторический урок, «успешно» воспользовались Олимпиадой в Берлине в 1936 году для продвижения идеологии нацизма. Накануне Олимпийских игр в Пекине Берлинская Олимпиада стала темой выставки, открывшейся в прошлом месяце в Музее Холокоста в Вашингтоне.

Выставка продлится до 17 августа. Кроме того, ее электронная версия будет представлена на сайте музея, в том числе и на китайском языке.

Экспозиция «Олимпиада в Берлине» представляет хронику систематической дискриминации еврейских атлетов нацистской системой, использование соревнований как инструмента пропаганды режима и рассказывает об острых дебатах между различными странами по поводу бойкота готовившегося события.

Выставка впервые открылась в 1996 году и была приурочена к играм в Атланте. На тот момент ее лейтмотивом был «бойкот как способ изменить историю». «Соединенные Штаты и западные демократические страны (в 1936-м) упустили возможность притормозить политику Гитлера и поддержать сопротивление нацистской тирании в самой Германии», — гласит плакат, открывающий выставку.

Многим может показаться, что тема выставки – это еще один выпад в сторону скандала с летней Олимпиадой в Китае, когда некоторые мировые лидеры в знак протеста отказались участвовать в церемонии открытия. Тем не менее, организаторы выставки утверждают, что музей не пытается провести никаких параллелей между преступлениями нацистского режима и действиями китайского тоталитарного правительства.

«Каждое событие отличается от других, имеет свои особенности. То, что происходило в Берлине, конечно же, было определенным историческим моментом», — отметила Сьюзан Бахрах, куратор музея по организации специальных выставок. В то же время она добавила, что история Олимпиады 1936-го могла бы напомнить о текущей ситуации, ведь существуют события, «которые необходимо иметь в виду, когда дело касается таких крупных вопросов, как спорт и политика».

Экспозиция открывается картой, на которую нанесен маршрут олимпийского огня 1936 года – эта традиция началась как раз с Олимпиады в Берлине. Затем внимание сосредоточивается на теме нацистской рекламы молодых атлетов, изображавшей сильных молодых людей, чья принадлежность к арийской расе не могла вызвать сомнения. К тому времени нацистский режим уже начал систематичное преследование евреев и других меньшинств.

Одним из первых примеров антисемитизма на Олимпиаде стал случай с Гретель Бергман, немецкой чемпионкой по прыжкам в высоту. В июне 1936 года она установила женский рекорд в 1,6 метра и два месяца спустя показала бы тот же результат на Олимпиаде, выиграв для Германии золотую медаль. Однако через три недели после рекордного прыжка Бергман исключили из немецкой олимпийской сборной.

На время Олимпиады Германия постаралась создать интернациональный имидж, и, когда тысячи атлетов со всего мира съехались в Берлин, на две недели нацистская держава приняло «гостеприимный вид», скрыв все признаки антисемитизма.

Выставка также рассматривает атмосферу в Соединенных Штатах, где в то время разворачивался собственный конфликт в связи с дискриминацией афроамериканцев. В результате героем и лицом Берлинской олимпиады стал чернокожий бегун Джесси Оуэнс из США, выигравший четыре золотые медали. На протяжении двухнедельного визита в фашистскую Германию атлеты, относящиеся к нацменьшинствам, не испытывали никакого дискомфорта. Афроамериканец Мэтью Робинсон, серебряный призер на дистанции 200 метров, даже заметил, «по крайней мере, в автобусе нам не пришлось сидеть на задних сидениях», как это было принято в США.

Бахрах назвала позитивное отношение нацистов к меньшинствам «двухнедельной паузой, коконом терпимости», который сняли тотчас после отъезда олимпийцев.

Успех и достижения Оуэнса опровергли нацистскую теорию о расовом превосходстве. На выставке представлен дневник эксперта из службы нацистской пропаганды Йозефа Геббельса, где он называет победу Оуэнса и других афроамериканцев «позором и унижением» для белых атлетов.

Оксана Ширкина