Top.Mail.Ru

Еврейские макарабы и кошерные сафари

11.06.2010

Йоханнесбургский раввин Давид Мазинтер с гордостью демонстрирует богато украшенный ярко-желтый пластиковый шлем, имитирующий традиционный африканский головной убор под названием макараба. В преддверии чемпионата мира по футболу-2010 разработаны специальные макарабы с еврейской символикой, представители еврейской общины с гордостью носят их.

Купить еврейскую макарабу, а также получить информацию о многих других товарах и услугах можно с помощью созданного еврейской общиной сайта Jewish2010.com. «Сайт наглядно демонстрирует наши достижения, — говорит Венди Кан, председатель Совета еврейских общин ЮАР. — С его помощью можно легко найти такую важную информацию, как адреса синагог и кошерных ресторанов, время зажигания субботних свечей и даже рекламу “кошерного сафари”. Для еврейских болельщиков открыта круглосуточная “горячая линия”».

Всего на первый африканский чемпионат мира по футболу должны прибыть около 300 тысяч болельщиков, в числе которых будут и евреи. Еврейские общины Йоханнесбурга, Кейптауна и Дурбана подготовили для еврейских гостей специальную программу: экскурсии по еврейским достопримечательностям, вечеринки с африканским колоритом, включающие обязательную дегустацию блюд, приготовленных на Braai (местная разновидность гриля), и многое другое.

«Чемпионат мира по футболу станет для нашей страны важнейшим событием после крушения режима апартеида и первых демократических выборов 1994 года. Везде — в офисах, школах, магазинах — люди с гордостью носят желто-зеленые майки с символикой чемпионата», — говорит Венди Кан. Ее слова находят наглядное подтверждение — стоит лишь выйти на улицы Йоханнесбурга. Дети разных возрастов и оттенков кожи с удовольствием трубят в вувузелы — рожки длиной около метра, обычно используемые болельщиками на футбольных матчах. Южноафриканские болельщики заявляют, что этот инструмент создает яркую и живую атмосферу на стадионе, что это часть южноафриканской футбольной культуры и возможность высказать свою преданность команде. В то время как фанаты в других странах бьют в барабаны, дудят в трубы и поют, южноафриканские болельщики играют на вувузелах.

«Наша цель — объединить евреев со всего мира, которые приедут к нам на чемпионат, — говорит раввин Давид Мазинтер. — Мы хотим продемонстрировать гостям все достоинства нашей страны, в том числе сильную и активную еврейскую общину».

История евреев Южной Африки началась в первые годы XIX столетия. В 1803 году Голландия дарует своим колониям свободу вероисповедания, благодаря чему евреи получили возможность свободно в них селиться (впоследствии это право подтвердила Британия, под контроль которой перешли южноафриканские земли). В 1841 году в Кейптауне была зарегистрирована первая еврейская община, спустя восемь лет была открыта первая синагога. После открытия в стране залежей алмазов и золота она стала притягательной для множества людей из разных уголков земного шара. В 1880-1910 годах более 40 тысяч евреев (в основном из Литвы и Латвии) бежали в Южную Африку, спасаясь от нищеты и погромов. Около 80 процентов современного еврейского населения страны являются их потомками. В настоящее время еврейское население ЮАР насчитывает 75-80 тысяч человек. 50 тысяч живут в Йоханнесбурге, 15 тысяч — в Кейптауне, по нескольку тысяч — в Дурбане, Претории, Порт-Элизабет, Блумфонтейне и Питермарицбурге.

«Гости Чемпионата не должны опасаться проявлений антисемитизма, — утверждает Венди Кан. — Антисемитизм — маргинальное явление в нашей стране. Зарегистрированные в последние годы проявления юдофобии выражались максимум в виде ругательств. Конечно, уровень уголовной преступности высок по сравнению с Европой и США. Но мы надеемся на органы правопорядка, которые были значительно усилены в преддверии чемпионата».

«Мы убеждены в том, что футбольный праздник пройдет без эксцессов, — считает житель Кейптауна Даррен Лазарус, глава еврейского спортивного общества «Маккаби» Капской провинции. Футбол — самый популярный в нашей стране вид спорта. Он чрезвычайно популярен и среди южноафриканских евреев, а в еврейских средних школах — уж точно номер один».


Николай Лебедев

{* *}