Top.Mail.Ru

Waze продался из патриотизма

12.06.2013

Месяц назад в СМИ появилась информация о том, что крупнейшая в мире социальная сеть Facebook ведет переговоры с руководством израильской компании Waze о покупке их стартапа. Сообщалось также, что покупкой навигационного сервиса Waze интересовалась и корпорация Apple.


Но и Facebook, и Apple опередил интернет-гигант Google. Как сообщили вчера официальные представители Google, компания приобрела израильский стартап. Подробности сделки не разглашаются, однако, по оценкам агентства Bloomberg, покупка Waze обошлась Google в 1,1 миллиард долларов.

Компания Waze, базирующаяся в
городе Раанана в центре Израиля, была создана в 2008 году Ури Левиным, Эхудом Шабтаем, Амиром Шейнаром и Ноамом Бардиным. Самым известным их достижением стала разработка бесплатного мобильного навигационного приложения, позволяющего отслеживать ситуацию на дорогах и трассах в режиме реального времени, прокладывать оптимальные маршруты, получать информацию и предупреждать других об изменении дорожных условий, препятствиях, постах полиции и т.д. Программа доступна для мобильных платформ iOS, Android, Windows Phone, Symbian и BlackBerry.

В феврале этого года продукт Waze был признан лучшим мобильным приложением на технологической выставке Mobile World Congress 2013, проходившей в Барселоне. Успеху израильской разработки способствовал провал картографических приложений компании Apple в шестой версии операционной системы для
iPhone и iPad. Вскоре после выхода обновления глава Apple Тим Кук был вынужден извиниться перед пользователями и предложить воспользоваться альтернативными продуктами, в числе которых была названа разработка израильского стартапа, бесплатное приложение Waze.

Facebook и Google, будто два жениха, обхаживали Waze, стремясь сделать небольшой израильской компании «предложение, от которого она не сможет отказаться». Оба видели в этом стартапе что-то для себя ценное. Facebook, приобретя Waze, «
заточил» бы социальную сеть под водителей, что потенциально открыло бы новые рекламные возможности. Google же рассчитывал с помощью Waze повысить популярность собственной социальной сети и не дать конкурентам дополнительных преимуществ (которые те приобрели бы, если бы купили израильский стартап сами).

В итоге Google победил, выложив миллиард долларов за саму компанию и обязавшись вложить еще 100 млн в ее развитие.

Слухи о том, что Google заинтересовался покупкой Waze, распространились несколько недель назад, когда стало известно, что переговоры израильского стартапа с Facebook закончились неудачей. При этом утверждается, что главной причиной провала стало то, что руководство Facebook настаивало на переезде разработчиков Waze в один из технопарков в Европе или в США. В Waze же хотели, чтобы их компания по-прежнему работала из Израиля. В интервью, данном еще несколько лет назад, Ури Левин заявил, что компания чрезвычайно гордится своим израильским происхождением и не собирается никуда перебазироваться.

Хотя некоторые скептики сомневаются в том, что причиной срыва сделки с Facebook стал вопрос о том, где будет базироваться компания, есть веские основания считать, что нежелание переезжать действительно сыграло в этом ключевую роль. В самом деле, отмечает Times of Israel, Google заплатил фактически ту же цену, которую в случае успеха выложил бы Facebook. Значит, судя по всему, финансовый вопрос не был ключевым. Привлекательность предложения Google для сотрудников Waze состояла в первую очередь в том, что они могли продолжать работать в Израиле.

У Google, конечно, есть собственное приложение для определения дорожного трафика, но у пользователей оно менее популярно по сравнению с продуктом Waze. Вице-президент интернет-гиганта, Брайан Макклендон, отметил в своем блоге, что, приобретя израильский стартап, Google надеется на перемены: «Мы рассчитываем сделать наш сервис Google Maps еще более полезным для пользователей, дополнив его инструментами Waze. С другой стороны, приложение Waze, снабженное нашим поиском, также сможет повысить свою привлекательность». Макклендон надеется также на плодотворное сотрудничество с сообществом пользователей Waze, благодаря которому это приложение и стало таким популярным и полезным.

Безусловно, Google, как мировой лидер интернет-индустрии, может развивать свои ресурсы и сервисы самостоятельно. Многие аналитики пишут о том, что за сделкой с Waze стоит нежелание Google отдавать перспективный стартап в руки своего главного конкурента.

Пользователи Waze (50 миллионов автовладельцев по всему миру) являются весьма привлекательной целевой аудиторией, имеющей относительно высокие доходы. Приобретя стартап, Facebook мгновенно получил бы доступ к огромному рынку контекстной мобильной рекламы, который Google не желал отдавать конкуренту.

Очевидно, еще одним мотивом, побудившим Google приобрести Waze, было стремление продвинуть свою собственную социальную сеть в мире, где доминирует Facebook. Аудитория Google+ насчитывает 350 миллионов активных пользователей (по сравнению с 700 миллионами Facebook). Интеграция сервисов Waze в Google+, судя по всему, должна повысить привлекательность социальной сети. Google также планирует встроить приложение Waze в базовую комплектацию новой версии Android, которая выйдет через год.

«Израильтяне могут гордиться тем, что в нашей стране разработано одно из самых популярных на глобальном уровне мобильных приложений с максимальной капитализацией», — заявил премьер-министр Биньямин Нетаниягу. В состоявшемся накануне телефонном разговоре с генеральным директором Waze Ноамом Бардиным Нетаниягу поздравил всю команду стартапа с удачной сделкой. «Вы достигли своей цели, — отметил премьер, — а кроме того привлекли к израильским технологиям внимание всего мира. Мазал тов! Дело не только в патриотических чувствах: наш национальной бюджет пополнится за счет налогов с миллиардной сделки, а это очень большое дело, особенно если принять во внимание текущую экономическую ситуацию».


Татьяна Володина

{* *}