Еще не потеряна наша надежда...

12.04.2001



Временный мандат на управление Иерусалима Советом Безопасности ООН будет не лучшим решением проблемы



В последнее время мы стали свидетелями драматических событий, происходящих на Ближнем Востоке. Палестинцы вновь претендуют на земли Государства Израиль. Статус Израиля определен Торой. Может быть, оттого все так непросто. К сожалению, страна, "текущая молоком и медом", истекает вот уж который год слезами и горем.

Я не буду специально комментировать политические пути урегулирования кризиса на Ближнем Востоке. Задача духовного лица — выступать с проповедью мира и согласия между народами. Как человек верующий и живущий по законам Господа, я не сомневаюсь в том, что израильскую землю евреям дал Б-г. Земля современного Государства Израиль, независимость которого 14 мая 1948 года провозгласила Генеральная Ассамблея ООН, — святое место для всех евреев. Это не просто территория. Это — символ. И уже 15 мая 1948 года на территорию страны вторглись армии шести арабских государств — Египта, Сирии, Ливана, Трансиордании, Саудовской Аравии, Ирака…

Все переговоры в течение последних семи лет и беспрецедентные уступки почти ничего не дали. В школьных учебниках, по которым обучают палестинских детей, Израиль вообще не фигурирует, а Хартия ООП призывает уничтожить Государство Израиль. Война против Израиля объявлена "святой войной", она должна идти до полного уничтожения. Палестинцев с детства вовлекают в интифаду. Боевики скрываются за спинами подростков. Только в одной Газе было взорвано 40 взрывных устройств, а количество случаев применения стрелкового оружия стремительно увеличивается. Конфликт уже унес 310 жизней. В неокрепшее сознание подрастающего поколения внедряют не исламские ценности, являющиеся гордостью мусульман, а сиюминутные лозунги, поощряющие злобу и агрессию.

В результате даже те палестинцы, что до сих пор мирно жили и трудились в Израиле, дезориентированы и вовлечены в выступления против него. Их экономическое положение резко ухудшилось. Месяц назад триста тысяч человек лишились работы, а значит, и средств к существованию. Обособление приносит серьезные проблемы. Многие арабы понимают эту парадоксальную ситуацию, но не желают ее признавать. На постсоветском пространстве мирно проживает более ста наций и народностей независимо от вероисповедания. А с палестинцами, не признающими Израиль, вести диалог о мире и взаимопонимании чрезвычайно сложно. Лишь недавно председатель Палестинской автономии Ясир Арафат будто бы согласился, наконец, на существование Израиля в границах 1947 года.

Я хочу остановиться на позиции евреев. Тора была дарована еврейскому народу в лице праотца Авраама. От него она перешла к сыну Ицхаку, затем Яакову, называемому также Израилем, и затем к его детям — 12 коленам Израилевым. Библейский рассказ начинается от сотворения мира и истории Израиля, и лишь к ее середине заходит речь о законах и заповедях. Если Библия — книга законов, то почему она сначала знакомит нас с историей? Почему она прямо не начинается с законов?

Комментатор Торы отвечает так: "Царь Давид в Псалмах говорит: "Силу своих творений сообщил Он народу своему, чтобы отдать им удел народов". Если у евреев спросят, что они делают в Израиле, на земле, которая принадлежала раньше другим народам, евреи должны ответить — весь мир создан Всевышним; по Его воле нам, через отца Авраама и его сыновей Ицхака и Яакова, достался этот кусочек земли" (111-6). Так написано в Торе, и верующие не сомневаются, что это именно так. Всякое пришлось пережить Израилю. Евреям пришлось защищаться от врагов, уходить и снова возвращаться. Но задумайтесь: они возвращаются туда до сих пор! Евреи должны жить на этой земле, потому что она дана им Б-гом, а не потому, что они выиграли Шестидневную войну, которую теперь изучают во всех военных академиях мира.

Евреям эта земля принадлежит вот уже более четырех тысяч лет с того момента, как была передана Б-гом Аврааму и его сыновьям. Еще один важный вопрос связан с безопасностью. Это закон, понятный каждому: человек не может изо дня в день подвергать себя опасности. Когда сегодня палестинцы заявляют о том, что они заберут Иудею, Самарию, Восточный Иерусалим, мы понимаем, как это опасно: ведь они готовы убивать.

Мирный процесс и поэтапное решение конфликта необходимы. Но какова цена мира? Когда разумные компромиссы не дают результатов и требования только возрастают, невольно начинаешь задумываться: насколько оправданны постоянные уступки? Но всякий раз, когда Израиль идет на уступки (например, выход из Южного Ливана), это ошибочно воспринимается палестинцами как слабость противника, невозможность израильтян держать прессинг. Выход израильских войск из Южного Ливана, где они находились с 1982 года, был поспешным и неоправданным.

Каждый иудей понимает важность соблюдения заповеди — проживания на Земле обетованной. История и духовные особенности Израиля таковы, что именно здесь, сохраняя законы Торы, а не в какой-то другой стране мира (скажем, в США) надлежит жить еврейскому народу. Об этом, к сожалению, часто забывают в самом Израиле, судя по последним действиям израильского правительства во главе с премьер-министром Эхудом Бараком, направленным на глобальную секуляризацию законодательства.

На примере современной России мы видим, как важно правильно решать территориальные проблемы. Я с уважением отношусь к позиции российского правительства по Чечне и Курильским островам. Страна должна жить общими интересами и соблюдением общих законов. Наиболее приемлемым, на мой взгляд, является совместное мирное проживание и лишь затем поэтапное решение острых вопросов с учетом интересов государства.

Хочу особенно подчеркнуть важную роль России в урегулировании палестино-израильского конфликта. Россия и Израиль близки не только потому, что в Израиле проживают один миллион бывших граждан СССР и СНГ и еще один миллион израильтян, владеющих русским языком. Граждане обоих государств близки по своим жизненным проблемам и менталитету. Сегодня официальная политика Российской Федерации в отношениях с Израилем изменилась. Активная поддержка арабов во времена СССР сменилась взвешенной политикой равноудаленности. На собственном опыте россияне стали осознавать опасность терроризма. Россия может способствовать диалогу с Сирией и Ливаном, не говоря уже об Ираке или Иране. Президент США Билл Клинтон поторопился решить конфликт, не разобравшись как следует в его сути.

В связи с Иерусалимом замечу, что, созданный еще царем Давидом, он всегда был еврейской столицей. Царь Соломон построил в нем Первый Храм, и евреи всего мира молятся, обратившись лицом к Иерусалиму. Он сотни раз упоминается в Танахе. Во время пасхального седера читают Агаду, которая заканчивается призывом: "В следующем году в Иерусалиме!" В 137-м псалме, составленном во время первого еврейского пленения в Вавилоне, есть знаменитые строки: "Если я забуду тебя, о Иерусалим, то пусть отсохнет моя правая рука".

Израиль — колыбель трех великих религий: иудаизма, христианства, ислама. В нем созданы благоприятные условия для верующих различных конфессий. И эти традиции нарушать нельзя. Иерусалим должен оставаться неделимым, чтобы сохраниться для всего мира. Временный мандат на управление Иерусалима постоянными членами Совета Безопасности ООН на основе экстерриториальности будет не лучшим решением. Яркое тому подтверждение — присутствие воинского контингента НАТО в Косово.

"Независимая газета"