В российской армии пятой графы больше нет

12.04.2001





"Но евреи там, безусловно, есть", — заявила секретарь Комитета Солдатских матерей России В.Д. Мельникова.

Ничего удивительного в этом, разумеется, нет. Ведь по закону Российской Федерации каждый юноша, достигший восемнадцати лет, подлежит призыву на срочную службу в Вооруженных силах. Особой радости по этому поводу никто, конечно, не испытывает. К старым проблемам вроде дедовщины и неуставных отношений добавляются новые: служба в Чечне и других "горячих точках", нищенское содержание солдат и т.п.

Вот почему, давно стало нормой стремление "закосить" — т.е. тем или иным способом уклониться от призыва. Ну, а тем родителям, кому не повезло, и чьи дети все-таки попали в армию, остается пить валидол и не спать ночами, волнуясь за любимого, подчас единственного ребенка.

Сколько евреев служит в Вооруженных силах РФ? Точных цифр никто не знает: согласно российским законам, пресловутого "пятого пункта" — графы национальности — в анкетах новобранцев больше не существует. Известно только, что евреев в армии очень мало. И не благодаря пресловутой "мафии", а потому что само еврейское население очень невелико.

Каково положение еврейских юношей в Российской армии? Ответ очевиден: такое же, как и у всех — в смысле такое же тяжелое. Как и другие молодые люди, они мало знают о своих правах и поэтому не могут отстаивать свои интересы в рамках призыва на воинскую службу. Ведь на уроках Начальной военной подготовки в школе им не объясняют хотя бы основную часть их прав, не рассказывают о том, как правильно себя вести в казарме. Зачастую матери даже не знают, в какую часть, отправили служить сына, в каком из регионов России он проходит службу. Многие призываются на службу вопреки действующим законам об отсрочках и ограничениях по состоянию здоровья. Как утверждают в Комитете солдатских матерей, большая часть солдат находится в рядах армии незаконно, так как такие обстоятельства, как состояние здоровья, семейное положение и ряд других важнейших причин просто умело "не замечаются" соответствующими органами.

Это происходит по разным причинам. Всем москвичам прекрасно известны облавы, которые устраиваются на ребят в метро, на улицах, в общественных местах, когда парня могут забрать не имея на это никаких оснований. К тому же сказывается общая российская беда — халатность со стороны военкоматов, их невнимательность по отношению к призывникам.

Между тем, в Комитете солдатских матерей (КСМ) — правозащитной организации, отстаивающей интересы призывников и солдат — корреспонденту JEWISH.RU заявили, что на сегодняшний день к ним не поступали какие-либо жалобы или просьбы ни со стороны еврейских матерей, ни со стороны самих еврейских юношей, служащих в армии.

— Значит ли это, что проблем нет?

- Вряд ли. Ведь армия как сложный государственный институт отражает процессы, присущие обществу в целом.

- В этой связи встает вопрос: а существует ли в Вооруженных силах России проблема антисемитизма?

Безусловно, да. Несмотря на то, что официально для паники оснований вроде бы нет (никто с жалобами на антисемитизм в последнее время не обращался), представители КСМ считают, что проходя воинскую службу, еврейские юноши сталкиваются с проявлениями антисемитизма, и пока эта ситуация остается не разрешенной.

Особенно остро эта проблема ощущается в Чечне, где боевики ведут откровенный террор по отношению к солдатам-евреям. Как говорит В.Д. Мельникова, террористы используют пленных евреев как живой товар и зарабатывают большие деньги, а проблема антисемитизма "живет и здравствует".

Так что, в канун очередного Дня защитника Отечества большинство мужчин страны — призывников, срочников и дембелей — по-прежнему могут порекомендовать только один рецепт выживания в российской казарме: "Против лома нет приема…" Ну, а дальше все хорошо знают…

Правда, государство в который раз заявляет о намерениях заботится о правах военнослужащих. В новый общественный орган при президенте Владимире Путине пригласили и главного раввина России Берла Лазара.

Что ж… Пусть будет не хуже.

Материал подготовила

Оксана ХИМИЧ