Американцы запутались...

30.04.2001





В небольшом американском городе Тенафли (штат Нью-Джерси) между местной еврейской общиной и городской администрацией идут постоянные споры, можно ли вешать эрув на жилые здания города. Дело дошло до разбирательства в суде, так как городские власти не хотят идти на уступки, а евреи не представляют себе, как можно жить по-другому и не понимают, что плохого в том, что они протягивают эрув между домами.

Поясним ситуацию для тех, кто не знаком с традиционными еврейскими обычаями. Эрув — простая веревка, которую натягивают между домами перед наступлением Шабата, чтобы можно было переносить из дома в дом разные вещи. Как известно, в Шабат нельзя не только работать, но и выходить из дома с какой-нибудь вещью. Эрув как бы соединяет дома в общее владение, и таким образом дает возможность не нарушать законов Шабата. Если евреям запретят вешать эрув, это сильно осложнит их жизнь, поэтому они собираются отстаивать свое право, и это не прихоть и не каприз: так они привыкли жить, и они имеют право соблюдать традиции, сложившиеся веками. Тем более что городские власти не могут привести каких-нибудь веских причин, по которым нельзя вешать эрув.

В местном суде начинается слушание соответствующего дела. Судья Бассер пользуется в округе репутацией строгого, но справедливого служителя закона. Еще в декабре, когда власти пытались самовольно убрать эрув с домов в еврейском квартале, он остановил этот произвол и сказал, что все должно оставаться, как было, пока дело не будет решено в суде.

На судебном заседании будут присутствовать, и давать показания члены городского совета и мэр города. Судья Бассер уже заявил, что самым тщательным образом постарается выяснить, почему городской совет в декабре единогласно отклонил просьбу делегации евреев оставить эрув до того момента, когда будет принято юридическое решение по этому вопросу, и приказал рабочим срезать эрув. После таких действий заявления совета о "порче" городского имущества звучат несколько неуместно, так как (если разбирать этот вопрос совсем формально и дотошно) произошла намеренная порча частной собственности со стороны властей города.

На заседании собираются выступить и представители еврейской общины. Они также хотят рассказать, что во время встречи лидеров общины с городскими властями обстановка была более чем напряженная, власти разговаривали в ультимативном тоне, а некоторые высказывания отцов города носили просто оскорбительный и антисемитский характер. Лидеры общины заявляют, что действия властей являются ничем иным, как прямым нарушением их конституционного права свободы вероисповедания.

Действительно, совершенно непонятно, почему чиновники так ополчились на общину, почему они называют эрув "отголосками прошлого", "мракобесием" и "признаком неразвитости". Осмелимся напомнить чиновникам, что эрув есть в таких "развитых" городах мира, как Иерусалим, Вашингтон, и во многих других... И не у кого это не вызывает желания срывать их и обвинять евреев в "неразвитости".

Если уж власти города считают себя цивилизованными людьми, они должны, по крайней мере, уважать традиции людей другого вероисповедания, не высмеивать их и уж тем более, не препятствовать им. Сейчас, когда конфликт дошел до суда, власти, скорее всего, захотят всеми возможными способами одержать победу, и не оказаться посрамленными...



Чем закончится это противостояние — покажет время. В любом случае, позиция и твердость евреев города Тенафли заслуживает уважения. Будем надеяться, что здравый смысл восторжествует, а городские чиновники оставят общину в покое, и предоставят ей возможность продолжать жить так, как она жила всегда.

Материал подготовил

Алексей ВОЛКОВ