Top.Mail.Ru

Учителей тоже нужно учить

09.07.2001





В еврейских общинах по всему миру все больше людей отдает детей в еврейские школы, и это, несомненно, положительная тенденция, однако в последнее время возникла серьезная проблема: недостаток квалифицированных учителей. Тамар и Эли Цитрон, традиционная еврейская пара из Израиля, решили как-то помочь ситуации. Они долго наблюдали за положением, складывающимся в еврейских школах по всему миру, и решили, что теперь мириться с этим уже больше нельзя. Ведь еврейская школа называется так не потому, что там учатся еврейские дети, а потому что их программа в значительной степени отличается от обычных школ.

По словам Тамар, они с мужем уже давно поняли, что надо делать, но не знали, как именно. "Проблема была не в том, что преподавать в еврейских школах (это всем известно), а в том, чтобы подобрать соответствующие педагогические кадры, — говорит Тамар. — Кроме того, меня волновал вопрос, почему уровень образования в еврейских общинах значительно падает. Оказалось, что дело даже не столько в недостатке опытных преподавателей, сколько в отсутствии системы преподавания, четко разработанного учебного плана в новых школах".

Супруги Цитрон стали налаживать контакты со школами, и люди сразу же потянулись к нам. Мы получили несколько приглашений из Канады, Мельбурна, Австрии. Кроме того, у четы евреев-традиционалистов появились последователи. Молодежная организация "Бней Акива" налаживает связи с еврейскими общинами по всему миру и разъясняет, в чем заключается ценность и необходимость еврейского образования.

Сейчас Тамар и Эли Цитрон живут в Америке, куда они приехали по просьбе одной из еврейских общин. У американских евреев, как известно, налажены прочные и давние связи с общинами всего мира, и поэтому именно из США значительно удобнее вести мониторинг еврейских школ. Здесь постоянно проводятся семинары с молодыми еврейскими учителями, которые обучаются особенностям еврейской педагогики.

С 1992 по 1993 год количество учащихся в традиционных еврейских школах США возросло на 20 процентов. Кроме того, большое количество новых школ появилось по всему миру. Неплохой результат. Во многих общинах люди искренне хотят дать детям еврейское образование, однако еврейские школы стали образовываться только недавно, а потому нет ничего удивительного в том, что зачастую учителя действуют методами проб и ошибок.

"Наша задача, — говорит Эли, — объяснить учителям, как лучше учить детей, и на что особенно обращать внимание". Между тем программы подготовки учителей в колледже Еврейского Союза в Америке сейчас могут охватить только несколько новых учителей в год, а этого совершенно недостаточно. Вот и получается, что образованные, знающие традицию люди, не могут должным образом передать ее детям. Однако Тамар считает, что эта проблема вполне решаема, и с каждым годом в мире будет все больше "грамотных" еврейских учителей.

Материал подготовила

Бася Гринберг




{* *}