Top.Mail.Ru

Евреи Рима вспоминают о временах Маккавеев

28.11.2001

Избрание д-ра Риккардо Ди Сеньи новым главным раввином Рима открывает новую страницу в богатой событиями истории жизни еврейской общины Рима, восходящей своими корнями к эпохе Маккавеев.

Ди Сеньи заменит на этом посту Элио Тоафа, который в возрасте 86 лет уходит на заслуженный отдых после пятидесяти лет пребывания на почетной должности в еврейской общине.

Вновь избранный главный раввин выразил свое чувство ответственности, которое он испытывает, занимая пост главы древнейшей еврейской общины в Европе.

"Я буду стоять на страже коллективной памяти общины, которая насчитывает свыше двух тысяч лет непрерывной истории, — заявил он. – Мы пережили здесь все события последних двух тысячелетий, включая страдания и унижения. Мы гордимся своей историей и любим страну, в которой живем".

По современным историческим данным, евреи начали селиться в Риме еще в третьем веке до н. э., однако именно успешное восстание Маккавеев против завоевателей, произошедшее во втором веке до н. э., привлекло к евреям Рима внимание властей, а затем и историков.

Праздник Хануки был установлен 26 Кислева в 165 году до н. э., когда Иуда Маккавей вместе со своими братьями и руководимой ими армией еврейских добровольцев провел освящение иерусалимского Храма после победы над неприятелем.

Четырьмя годами позже, в 161 году до н. э., Иуда направил дипломатическую миссию в Рим в надежде заручиться поддержкой в борьбе против Сирии и попытаться утвердить столь непрочную тогда независимость еврейского государства.

Нам известны имена первых еврейских посланников в Риме: Язон бен Элиэзер и Эуполемос бен Ионатан.

Имеются письменные свидетельства того, что они провели переговоры с римским Сенатом и получили заверения в дружественном отношении и обещания помощи.

Последующие дипломатические миссии направляли в Рим братья Иуды – Ионатан и Симон, которые наследовали его власть. В 139 году до н. э. Симон направил в Рим послов "с богатым приношением золота, дабы подтвердить и упрочить союз".

С этого времени евреи и поселились в Риме. Сегодня еврейская община Рима, насчитывающая 15 тысяч человек, — самая большая в Италии, где всего проживает 35 тысяч евреев.

Во времена античности численность еврейской общины Рима была куда большей. Она достигала 50 тысяч человек в те печальные времена, когда сюда прибыло большое число еврейских рабов после того, как в 70 году н. э. император Веспасиан и его сын Тит завоевали Иерусалим и разрушили Храм.

Находящаяся на римском Форуме арка Тита, символизирующая падение Иерусалима, является одним из наиболее мрачных и впечатляющих символов еврейского рассеяния – диаспоры. Ее барельефы изображают триумфальное шествие императора во главе своего войска, несущего богатую добычу из разграбленного Храма, включая большой семисвечник – менору.

Эта арка — символ унижения и позора для евреев, и римские евреи всегда отказываются проходить под ней.

Только однажды, в 1948 году, в год образования государства Израиль, евреи проследовали через нее торжественной процессией в направлении, противоположном тому, которым двигались римские триумфаторы–завоеватели.

Менора, изображенная на арке Веспасиана, послужила одним из источников символического изображения меноры на гербе государства Израиль.

Имеются и другие находки археологов, такие как синагога и еврейские катакомбы, подтверждающие древность истории еврейской общины Рима.

Синагога, расположенная на месте древнего порта Рима – Остии, была открыта в 1961 году. Она была построена в середине первого столетия н. э. и перестроена в конце третьего века. В древности Остия была портом в устье Тибра, однако теперь она находится далеко от берега из-за изменения береговой линии.

Среди развалин синагоги хорошо сохранилась арка, украшенная резными изображениями меноры, лулава и шофара. Имеется также помещение с очагом, где, вероятно, пекли мацу.

Менора, лулав и шофар – три символа, которые в античные времена были наиболее характерными отличительными приметами евреев, они часто встречаются среди еврейских захоронений времен античности.

С древних времен в Риме сохранились также пять еврейских катакомб, относящихся к третьему и четвертому векам. Кроме еврейских символов они украшены ярко выполненными изображениями животных, растений и геометрическими орнаментами.

Музей Ватикана владеет богатейшим собранием еврейских надписей и эпитафий из захоронений в катакомбах. Посетители музея могут осмотреть около двухсот из них, которые поражают красотой резных орнаментов.

Михаил Варгафтик

{* *}