Top.Mail.Ru

Таежный роман

31.03.2003

А для евреев Иркутска, города с населением 675 000 человек, где находится старейшая в Сибири синагога, начало Песаха напоминает еще и об утраченном местном искусстве выпечки мацы. Несмотря на то, что Советская власть по всей стране истребляла любой намек на еврейскую самоидентификацию, синагогу Иркутска власти своим пристальным вниманием обходили. Более сотни лет развивали искусство выпекания мацы здешние евреи — шестифутовая печь была разрушена лишь в 1999-м, после того как окончательно пришла в непригодность огнеупорная кладка., сообщает JTA.

72-летний Яков Левкович работает добровольцем по выпеканию мацы до сих пор — два месяца каждой весны. «Сейчас этот процесс реорганизован международными организациями, а прежде это было нашей традицией. В других городах Сибири зачастую даже представления не имели о том, как правильно печь мацу. Мы получали заказы от соседей — Улан-Удэ, Читы и Ангарска», — вспоминает мастер.

В конце XIX века в Иркутске начали оседать политические ссыльные из Польши. Другие еврейские поселенцы исходили из черты оседлости. Многие овладевали профессией торговца мехом, превращавшей их в состоятельных людей. Их добротные деревянные дома сохранились в городе и поныне. В 1881 году были собраны местные пожертвования на возведение синагоги и строительство печи для мацы. Такая снисходительность местных властей в сравнении с другими городами, где евреи нередко становились жертвами серьезных репрессий, вполне может объясняться экономической состоятельностью евреев Иркутска. «Голос евреев не мог игнорироваться, — рассуждает местный историк Евгений Соломон. — Они были старателями, владельцами магазинов и платили большие налоги».

Предполагается, что двухэтажное строение небесно-голубого цвета было единственной синагогой, функционировавшей на востоке от Москвы во времена Советской власти. После того, как в 1934 году синагога была закрыта властями, иркутским евреям пришлось печь мацу дома. Однако процесс возобновился в 1946-м, когда государство возвратило второй этаж здания в еврейское владение. Долгое время лидеры еврейской общины Иркутска приобретали муку с местных складов, а в условиях послевоенного продовольственного дефицита евреи приносили свою собственную. Синагогу, которая вплоть до смерти Сталина несколько раз закрывалась, постоянно проверяли «люди в штатском». «Возможно, местные евреи в советский период даже не знали других праздников, помимо Песаха», — рассказывает Ольга Сосна, менеджер местного филиала Американского Еврейского распределительного комитета «Джойнт», расположенного на первом этаже синагоги. — Однако выпекание мацы на Песах всегда было незыблемой традицией».

Сегодня евреи Иркутска озабочены проблемой сохранения своей синагоги. За пять лет, с 1995-го по 2000-й, здание обрело новую крышу и лестницу, а стены подверглись побелке. Однако последняя оценка муниципального архитектора по памятникам культуры гласит: стены и потолок находятся в аварийном состоянии. В связи с этим, президент синагоги, 56-летний Георгий Файлаваев, не рекламирует предстоящее празднество на Песах, ибо здание не может вместить более 200 человек, а его ремонт обойдется предположительно в $32 000. Несмотря на обязательства местных властей, и Распределительного комитета «Джоинт» (JDC) все еще требуется участие дополнительных спонсоров. «В начале 1980-х ушли из жизни местные старейшие религиозные представители. Старшему из них было 104 года. Они завещали мне взять дело в свои руки, ибо большинство окружающих были атеистами. Так в течение 32 лет, и выполнял я в синагоге функции раввина, общинного лидера, водопроводчика, сантехника, и водителя. Теперь, когда мы обрели Б-га, наша синагога должна быть реконструирована», — говорит Файвалаев.

Екатерина Щеглова

{* *}