Top.Mail.Ru

Конечная станция — Освенцим

14.11.2007

trail.jpg…В прошлую пятницу с железнодорожной станции во Франкфурте отправился необычный состав. За полгода следования «Поезд памяти» пересечет германские земли и завершит свой путь в бывшем нацистском концлагере Аушвиц.

За шесть месяцев в дороге уникальная передвижная выставка, посвященная трагической судьбе депортированных нацистами в концлагеря во время Второй Мировой детей, сделает остановки в более чем 30 городах и напомнит их жителям о том, что происходило шесть десятилетий назад. Цель маршрута «Поезда Памяти» – ад на земле, его протяженность – 2 тысячи миль и 65 лет в прошлое. А задача — призвать немцев никогда больше не допустить повторения пройденного.

По расчетам организаторов выставки, поезд достигнет своей конечной станции — польского городка Освенцим накануне 8 мая, когда будет отмечаться 63-я годовщина победы над фашизмом, пишет журнал «Шпигель».

Четыре вагона, которые поведет за собой архаичного вида паровоз 1921 года выпуска, расскажут посетителям выставки о бездушном механизме геноцида, леденящих кровь ужасах того времени и дадут этому оценку с точки зрения современного гуманизма.

Среди экспонатов – маршрутные карты «Рейхсбанна» (нацистского предка современного «Дойчбанна»), письма узников, хронологические справки, постановления, инструкции и рассказывающие о роли в истории Холокоста немецкой железной дороги официальные документы.

Кроме того, в экспозиции представлены рисунки, записки и даже стихи некоторых пассажиров «Поездов смерти» — пассажиров, которым уже никогда не довелось вернуться  назад. Им – еврейским и цыганским детям из Германии, Норвегии, Бельгии, Нидерландов, Франции, Италии, Греции, Польши и республик бывшего Советского Союза, и посвящена эта выставка.

Кроме того, организаторы хотят также рассказать о героях подполья и Праведниках Мира, спасавших детей из концлагерей. Инициаторы акции надеются, что в дороге экспонатов существенно прибавится – члены экипажа поезда станут не только экскурсоводами, но и исследователями. В населенных пунктах, через которые пролегает маршрут «Поезда памяти», его пассажиры будут собирать информацию, фотографии, документы, искать следы переживших Холокост детей. 

"Имперская железная дорога была главным средством транспортировки схваченных нацистами евреев и цыган в лагеря, — объясняет один из организаторов выставки Ханс Рудигер-Миноу, -  В то время зачастую случалось так, что следы терялись и после войны о судьбе депортированных можно было узнать только из железнодорожных документов».

Марго Кляйнбергер…Марго Кляйнбергер было только 11, когда ее вместе с другими детьми депортировали из Ганновера:  «После всех мытарств на городских улицах, где над нами часто издевались только за то, что мы были евреями, многим детям казалось, что поезда отвезут нас в другие, лучшие края», — вспоминает она, — но не выжил почти никто…»

Жертвами фашизма в годы Второй мировой войны становились не только взрослые. По меньшей мере полтора миллиона детей и подростков в период с 1940-го по 1944 год были схвачены нацистами и отправлены в концлагеря. Только 10 процентам из них посчастливилось выжить.

Об участии немецкой железнодорожной системы в массовых депортациях времен Холокоста впервые заговорили в полный голос только год назад. Бывший тогда министром транспорта Германии Вольфганг Тиффензее предложил провести на железнодорожных вокзалах Германии выставку «11 тысяч еврейских детей: По «Рейхсбанну» — к смерти». Организованная известным французским антифашистом Битом Кларсфельдом выставка, включающая в себя 150 фотографий, была показана на французских станциях и имела успех. По мнению министра, она бы заставила немецкую молодежь призадуматься о возможных последствиях неверного политического выбора.

Но министру-социалисту Тиффензее  вдруг энергично возразил глава национального железнодорожного перевозчика «Deutsche Bahn» Гартмут Мехдорн, мотивировав отказ финансовыми, организационными и техническими причинами.

«Тема слишком серьезна для того, чтобы пережевывая дорожный бутерброд и опаздывая на поезд, сопереживать несчастным жертвам Холокоста», - сказал тогда глава «Дойчбанн».

Однако у нежелания Мехдорна размещать выставку на вокзалах могут быть и другие причины.

auschwitz.jpgХотя «Дойчбанн» не отрицает своей причастности к депортациям, привлечь внимание тысяч пассажиров компании к темному прошлому немецких железных дорог — равноценно публичному признанию соучастия государственной транспортной компании в Холокосте. А это могло бы создать нежелательный прецедент. Ведь 10 процентов бывших пассажиров «Поездов смерти» выжили, получив в лагерях душевные и физические травмы, а  многие остались инвалидами. И их полное право –  через суд потребовать у национального перевозчика компенсаций за перенесенные страдания и подорванное здоровье.

Григорий Желнин

{* *}