Top.Mail.Ru

Кошерный Марракеш

07.12.2007

marokko.jpgКогда Мордехай Перец в «поисках своих корней» решил посетить Марокко, он и подумать не мог, что построит там свою карьеру.

Вскоре после приезда ему была предложена должность главного управляющего первого в Марракеше кошерного отеля и ресторана. «Я покинул Израиль после смерти моей матери», — рассказывает 44-летний Перец. «В Марракеш я приехал месяц назад в надежде узнать больше о своем происхождении и неожиданно втянулся в проект организации отеля и ресторана, — рассказал он в интервью газете «Haaretz». — Получив должность шеф-повара, я решил здесь остаться».

Кроме того, одной из целей его поездки было получение дополнительных сведений об отце и о возможном наследстве. «Мой отец был главой небольшого городка, расположенного в 75 километрах отсюда. Посвятивший себя устройству еврейской жизни в Марракеше, он бывал здесь практически каждый день», — говорит Перец.

Сидя в синагоге на том же месте, где когда-то сидел его отец, Перец рассказывает о евреях, которые жили в Меллахе, еврейском квартале Марракеша, в начале ХХ века. Случайному наблюдателю этот квартал своими узкими улочками и большим количеством мусульман может напомнить об исламской сущности Марокко. Однако при ближайшем рассмотрении схожесть еврейского квартала с европейскими гетто становится очевидной. На многих домах здесь можно увидеть мезузу и большое количество других священных еврейских символов. Меллах хранит дух того времени, когда и евреи, и мусульмане жили и возносили молитвы за толстыми стенами одного города. Сегодня Марракеш стал домом для более чем 300 из нескольких тысяч марокканских евреев.

Имея за плечами опыт работы на кухнях израильских и бельгийских отелей, Перец был назначен ответственным за соблюдением диетических норм кашрута в новом отеле и ресторане. «Я, пожалуй, единственный в Марракеше, кто может одобрить кашрут и выступить в роли настоящего “шомера”», — сказал Перец.

По словам 43-летнего Проспера Кадоха, совладельца нового отеля, расположенного в 15 минутах ходьбы от Меллаха, это место напоминает общинный центр евреев Марокко и «предоставляет кров в Марракеше евреям со всего мира».

В последние годы, добавляет его партнер Симон Акока, «инфраструктура Марракеша стала развиваться невероятными темпами, и сейчас город стал очень привлекательным туристическим центром».

«Будучи одним из главных туристических центров в Африке, Марракеш без сомнения нуждается в заведениях, предоставляющих меню настоящей кошерной кухни, — говорит Кадох. — Учитывая специфику нашего контингента, ресторан и отель будут строго придерживаться жестких правил кашрута. Мы также планируем построить там собственную синагогу». Несмотря на ориентацию на еврейских клиентов, отель будет открыт для всех посетителей. «Главное, чтобы они понимали, что будут находиться в так называемой кошерной среде», — сказал Акока.

Также в отеле планируется организовать экскурсии по историческим еврейским памятникам в Марракеше. Цель владельцев – «создать условия для хорошего отдыха и получения приятных впечатлений от пребывания в Марракеше».

У многих туристов все еще вызывают опасения отголоски терроризма, заставляя их откладывать поездку. 36-летняя Лимор Азулай, уроженка Иерусалима, признает, что от поездки в Марокко ее удерживал страх. «Моя мать родилась в Марокко, и, несмотря на интерес к этой стране, я не отваживалась приехать сюда», — говорит она. Серия взрывов, произведенных террористами-смертниками в Касабланке в 2003 году, увеличила боязнь посещения Марокко.

Принимая во внимание вред, который наносит туристической сфере подобная ситуация, власти королевства в первую очередь стараются обеспечить безопасность приезжих. «Когда речь заходит о туризме, в Марокко воцаряется атмосфера спокойствия, жертвовать которой не желает никто», — добавил Акока.

Перец согласен с мнением партнера по бизнесу. «Люди на улицах говорят: терроризм еще не искоренен, но мы знаем, что король контролирует ситуацию». «Я здесь всего месяц, и даже когда я выхожу из Меллаха, то постоянно слышу “шалом” в свой адрес, — говорит Перец. — Я отвечаю на эти приветствия на языке моей матери, марокканском варианте арабского, и люди понимают, что я марокканский еврей. В целом, я знаю, что беспокоиться не о чем».

Оксана Ширкина

{* *}