Top.Mail.Ru

Бар-мицва в тундре

25.07.2008

Генеалогия — очень интересная наука. Иногда человек может прожить всю жизнь и так и не узнать, что в его жилах течет кровь известного исторического деятеля, но случается, что ничего не подозревающие потомки обнаруживают связи с великими предками, и это полностью меняет их жизнь. Так произошло в одной обычной семье из холодной тундры Аляски.

На Аляске много снега, лосей и нефти, чего нельзя сказать о евреях. Их во всем штате насчитывается менее 6 тысяч. Около половины живут в городе Анкоридж, куда в 1991 года приехали посланники ХАБАД раввин Йосеф Гринберг и его жена Эстер. Некоторые живут в отдаленных городах, таких как Ситка, Кенай, Кетчикан, и раввин Гринберг время от времени посещает эти районы, если требуется приготовить мальчиков к обряду бар-мицвы, прикрепить мезузы или провести уроки по иудаизму.

С тех пор, как на Аляске появился центр ХАБАД, ежегодная вечеринка на Хануку стала самым популярным событием местного еврейского мира. На праздновании в 1993 году, среди множества знакомых лиц раввин Гринберг заметил новую пару. Он представился и, побеседовав с ними несколько минут предположил, что они вряд ли станут здесь частыми гостями. Однако, вышло все как раз наоборот.

Несколько месяцев спустя в его доме раздался телефонный звонок. На другом конце провода была женщина из той самой семьи. Она попросила раввина и подготовить к бар-мицве сына, объяснив, что ребенок не ходил в еврейскую школу и не умеет читать на иврите. Родители никогда не планировали празднование бар-мицвы, однако на этом настояла бабушка мальчика, живущая в Лос-Анджелесе.

Гринберг научил мальчика произносить слова клятвы на иврите и, когда подошло время церемонии на празднование съехались родственники со всего мира.

После церемонии пришел черед праздничного обеда в синагоге, на котором бабушка мальчика попросила слово. Она встала и объяснила всем присутствовавшим, почему для нее было настолько важно, чтобы мальчик прошел этот обряд.

«Во-первых, — начала она, — я боялась, что живя на Аляске внук вырастет и не узнает, что такое еврейская сущность. А во-вторых...» И женщина рассказала собственную историю жизни, сказав, что переехала в США из России. Она редко посещала синагогу, но с любовью вспоминала время изучения еврейской традиции в юные годы. Она выросла в Бердичеве, и частный учитель приходил к ней домой и занимался с ней и ее братьям и сестрам. После революции в 1917 году, когда соблюдение еврейской традиции оказалось под запретом, религиозное образование пришлось оставить.

«Для меня очень важно празднование бар-мицвы из-за моего фамильного древа, — продолжила она, глядя прямо на раввина Гринберга. — Наш род происходит от великого раввина, возможно вы (обращаясь к Гринбергу) слышали о нем. Его имя Исраэль Баал Шем Тов».

От удивления Гринберг некоторое время не мог говорить. Конечно же, он знал, кто такой Баал Шем Тов. В 18 веке этот человек основал хасидское движение. Его учение, являющееся системой мысли и философии еврейской жизни, можно обнаружить во многих хасидских книгах, особенно в работах рабби Шнеура Залмана, основателя движения ХАБАД–Любавич. Таким образом, двести лет спустя великий предок направил евреев Аляски на путь возвращения к своим корням.

После ланча раввин подошел к бабушке и сказал, что у него есть добавления к ее истории. Гринберг рассказал, что его собственный род происходит от Великого Магида, лучшего ученика и наследника Баал Шем Това, а сам он является его потомком в девятом колене.

По прошествии многих лет после бар-мицвы молодой человек и вся его семья обратились к еврейской традиции. Таким образом, двести лет спустя потомок Магида стал учителем потомков Баал Шем Това, направив евреев Аляски на путь возвращения к своим корням.

 

Роберт Берг

{* *}