Top.Mail.Ru

Гиюр для злодея

25.06.2009

Может ли человек быть настолько греховен, чтобы ему отказали в прохождении гиюра? Если верить его жене, бывший либерийский диктатор Чарльз Тейлор, которого обвиняют в организации массовых убийств и преступлениях против человечности, «перешел в иудаизм».

«Теперь он еврей. Он принял иудаизм», — заявила Виктория Тейлор корреспондентам BBC.

Подлинность гиюра Тейлора вызвает большие сомнения. Нет никаких достоверных свидетельств того, что он обучался у раввина. К тому же супруга Тейлора заявила, что он до сих пор верит в Б-жественную природу Иисуса, а это противоречит основополагающим принципам иудаизма.

Бывшему президенту Либерии предъявлено в общей сложности одиннадцать обвинений, в числе которых — массовые убийства, привлечение детей к использованию в вооруженных конфликтах, принуждение к сексуальному рабству и пытки.

А что, если бывший диктатор искренне желает обратиться в иудаизм? Должен ли раввин дать ему шанс и взять на обучение? Среди еврейских религиозных лидеров бытуют порой противоположные мнения на сей счет.

«Моей первой мыслью было: у нас хватает своих еврейских раздолбаев, чтобы еще взращивать новых, — высказался лидер еврейской общины Балтимора Митчелл Вольберг. — Действительно, религия может изменить человека к лучшему, но еврейское сообщество — не реабилитационная клиника», — добавил он.

Покаяние и прощение — важнейшие принципы иудаизма, однако порой люди совершают поступки настолько жестокие, что им должно быть отказано в гиюре навсегда, считает еврейский активист из Нью-Йорка Роберт Левин. «Нельзя допустить к гиюру Гитлера, Амана или Чарльза Тейлора, даже если бы они поклялись, что искренне раскаялись, ведь их деяния просто чудовищны. Иудазим — взаимосвязанная система ритуалов и этических принципов. Некоторые люди настолько попрали эти принципы, что должы быть навсегда исключены из числа возможных кандидатов», — убежден Левин.

Однако не все согласны с тем, что перед Тейлором нужно закрыть двери синагоги. «Сама идея гиюра предполагает коренные изменения в сознании человека. Бейт-дин решает, насколько искренне кандидат стремится изменить свою жизнь. Но сами по себе преступления еще не являются препятствиями для принятия иудаизма», — утверждает раввин Ави Шафран

Раввин Михаэль Вайзер не понаслышке знает о том, как разительно может измениться человек с преступным прошлым. Когда Вайзер служил в Линкольне (штат Небраска), его семью стал преследовать неонацист Ларри Трапп, глава местного отделения «Ку-Клукс-Клана». Вайзер поступил как истинно верующий человек. Он звонил Траппу по горячей линии и оставлял сообщения, пока наконец не вызвал на диалог. Раввин и его жена встретились с расистом и убедили того отказаться от расистских и антисемитских взглядов. В конце концов Трапп прошел гиюр.

Вайзер рассказывает, что Трапп испытал подлинное раскаяние. Он принес извинения людям, которых преследовал, и выступал публично, рассказывая о том, что помогло ему отречься от нацистских идей.

Любой может стать кандидатом на прохождение гиюра, даже такой преступник, как Ларри Трапп или Чарльз Тейлор, убежден Михаэль Вайзер: «Б-жественная искра есть в каждом, как бы ужасен он ни был. По природе своей человек добр».

Раввин Морли Файнштейн считает, что тшува (раскаяние) должна предшествовать процедуре гиюра. Пример Ларри Трапа, по его мнению, — скорее исключение. «Я счастлив учить любого, но это не значит, что я рассматриваю его как кандидата на прохождение гиюра», — говорит Файнштейн.

Обе стороны могут обосновать свое мнение, сославшись на Талмуд. Римский император Нерон, известный своим тиранством и разгульным поведением, согласно Талмуду, не покончил с собой после смертного приговора, вынесенного ему Сенатом, а бежал из Рима и принял иудаизм. «Если Нерон поступил так, то почему Тейлор не может?» — спрашивает Шафран.

Однако Митчелл Вольберг приводит другой отрывок из Талмуда, в котором царь Давид говорит, что евреи сострадательны, благочестивы и совершают добрые поступки — и только тот, кто развивает в себе эти качества, может стать одним из них. «Думаю, Тейлор этими качествами не обладает», — замечает Вольберг.

Конечно, мало кому из современных раввинов приходится иметь дело с личностью с такой всемирно признанной ужасающей репутацией. Но как же следует поступать с обычными преступниками, грешниками или просто плохими людьми, которые хотят стать частью еврейского народа? В иудаизме не предусмотрено никакой процедуры проверки прошлого кандидатов.

В брошюре «Руководство для раввинов, работающих с потенциальными герами», выпущенной Центральной конференцией американских раввинов в 2001 году, ничего об этом не сказано, заявляет раввин Джефф Гольдвассер из Массачусетса. Он считает, что в руководство стоит включить советы о моральной и этической оценке прошлого потенциальных иудеев. Но даже в таком случае раввину прежде всего придется полагаться на собственную совесть, заключает Гольдвассер.

А Роберт Левин добавляет: «Допускать кого-либо к гиюру — вопрос не формальный. Это вопрос того, готов ли человек по-настоящему следовать принципам веры».

Артем Лукин

{* *}