Асад показал толерантность

09.02.2011

В Сирии не произойдет таких же протестов, которые в последние недели охватили ряд арабских стран, считает известный блогер сирийского происхождения, живущий в США. «Я не думаю, что в Сирии произойдет что-то подобное, — заявил он в интервью Jerusalem Post. — На мой взгляд, сирийский народ не готов к массовым протестам».

Блогер предположил, что предпринятая в прошедшие выходные попытка организовать в Сирии с помощью социальной сети Facebook массовую акцию протеста — дело рук правительства, чьей задачей было продемонстрировать, что сирийский режим либеральнее других арабских государств и мирится с существованием оппозиции. «Им нужно показать, что режим Асада принципиально отличается от египетского и тунисского», — считает блогер.

Призыв к массовым демонстрациям с помощью Facebook так и не увенчался успехом в Сирии. «Никто не знает, что это были за люди. Он появились совершенно внезапно и принялись призывать людей к протестам», — рассказывает сирийский блогер. Он отметил, что ни одна из действующих в Сирии оппозиционных партий не предпринимала попыток организовать что-то более серьезное, чем символический митинг. По его словам, ни ему, ни другим сирийским диссидентам не удалось связаться с зачинщиками интернет-протеста. «После того, что произошло в Египте и Тунисе, я настроен вполне оптимистично. Кроме того, я рад, что молодежь активно пользуется социальными сетями и вообще Интернетом. Когда я жил в Сирии, все было совсем по-другому. В школах детям в буквальном смысле промывали мозги. Нам твердили, что во всех наших проблемах виноват Израиль. Положение в Сирии очень походило на нацистский режим в Германии. Так мы воспитывались. Сегодня сирийцы пользуются Интернетом и смотрят разные телеканалы. В мое время в Сирии был лишь один телеканал, созданный только для пропаганды и оболванивания населения».

По его мнению, сирийский народ все еще не может забыть события февраля 1982 года, когда армия подвергла бомбардировке, а затем взяла штурмом город Хама, где подняли восстание исламисты, подстрекаемые активистами организации «Братья-мусульмане». С того момента, полагает блогер, правительство терпит и даже поощряет исламистские движения, однако делает это до тех пор, пока исламисты не принимают активного участия в политической жизни страны.

Блогер признается, что с большим удовольствием посетил бы Израиль: «Мне бы очень хотелось приехать в эту страну, о которой нам с детства рассказывали одни лишь гадости. По моему мнению, сегодня Израиль — одна из великих мировых держав. Я нисколько не преувеличиваю — я и в самом деле в этом уверен. Я обязательно приеду в Израиль, когда получу американский паспорт». По его мнению, дни режима Асада сочтены.

Между тем, в Сирии началась реализация масштабного проекта, в рамках которого будут отреставрированы десять старейших синагог страны. Проект осуществляется при финансовой поддержке еврейской общины Сирии и президента страны Башара Асада. По словам лидера еврейской обшины Сирии Альберта Камео, в настоящий момент идет подготовка к реставрации 400-летней синагоги «Аль-Раки», расположенной в старинном еврейском квартале Дамаска. «Асад видит в этом проекте возможность продемонстрировать, что Сирия не является исламистским государством, — говорит глава Центра ближневосточных исследований Университета Оклахомы Джош Ландис. — Режим пытается добиться благосклонности еврейской общины США и влиятельных международных еврейских организаций».

Хотя Сирия и Израиль официально находятся в состоянии войны, Дамаск стремится продемонстрировать международному сообществу свою толерантность. «Сирия хочет продемонстрировать, что конфликт с Израилем никак не сказывается на отношении к культурно-историческому наследию ее еврейской общины», — говорит посол Сирии в США Имад Мустафа.

Непрямые мирные переговоры между Израилем и Сирией, посредником на которых выступила Турция, прекратились после начала операции «Литой свинец».

В Сирии сегодня проживает всего 200 евреев. Почти все еврейское население к настоящему моменту покинуло страну. Крупнейшая община сирийских евреев, насчитывающая около 75 тысяч человек, проживает в Нью-Йорке и его пригородах. Первые сирийские евреи приехали в США в годы Младотурецкой революции 1908-1909 годов. «Евреи уезжали, потому что боялись, что их сыновей призовут в армию Османской империи», — пишет автор книги «Евреи Ближнего Востока и Северной Африки в наши дни» Сара Регер.

35-летний сирийский еврей Джоэ Аллахам, живущий в Нью-Йорке, по-прежнему считает Сирию своей родиной. В декабре он участвовал в организации встречи Башара Асада и Малькольма Хонлайна, главы Конференции президентов крупнейших американских еврейских организаций. Хонлайн посетил Сирию и побывал в синагоге, расположенной в старом еврейском квартале Дамаска.

На рубеже XV-XVI веков в Сирию начали переселяться сефарды, изгнанные из Испании и Португалии. Иммиграция сефардов особенно усилилась после 1516 года, когда Сирия вошла в состав Османской империи. Крупнейшие еврейские общины возникли в городах Халеб (Алеппо), Дамаск и Камышлы. К 1947 году еврейское население Сирии составляло около 30 тысяч человек. Большинство евреев покинуло страну вскоре после создания Государства Израиль. До 1990-х годов эмиграция евреев была затруднена. В начале 90-х отношения Вашингтона и Дамаска улучшились, евреи получили возможность эмигрировать. Большинство евреев иммигрировало в США, Западную Европу и Южную Америку.

Лидер еврейской общины Сирии Альберт Камео, братья которого живут в Мексике, не стремится к эмиграции: «Я не могу бросить свою страну и культурное наследие еврейской общины, которое я обязан сохранить», — утверждает он.

Михаил Завадский