Top.Mail.Ru

Кошерный Берлин

02.11.2011

Кошерные продукты можно без проблем приобрести в супермаркетах Нью-Йорка, Лондона или Парижа. С недавних то же можно сказать и о Берлине. Еврейская община германской столицы, уничтоженная в годы Холокоста, стала стремительно развиваться после объединения Германии в 1990 году. В столице поселились тысячи евреев, в городе открылись синагоги, еврейские школы и магазины.

В городе, где еще живы воспоминания о его нацистском прошлом, даже отдельные признаки присутствия евреев имеют большое значение. В минувшем месяце на прилавках одного из берлинских супермаркетов появились кошерные продукты.

Йегуда Тейхтель, раввин ХАБАДа приехавший в Берлин несколько лет назад из Нью-Йорка, является консультантом розничной сети Nah und Gut, которая и начала торговать кошерными продуктами. «Когда-то Берлин был центром зла, городом, в котором вынашивался план уничтожения еврейского народа. Теперь же каждый берлинский еврей может пойти в обычный супермаркет и купить там продукты, заверенные сертификатом кошерности. У нацистов ничего не вышло. Эйхман, Гитлер — где они сейчас? Разве что в Википедии. А евреи? Еврейская жизнь кипит, и где? На улицах самого Берлина!» — говорит он.

В 30-х годах в Берлине проживало 160 тысяч евреев. 90 тысяч эмигрировали, 55 тысяч погибли в концентрационных лагерях и только восемь тысяч дожили до 1945 года. С 1989 года в Берлин (тогда еще столицу ГДР) приезжают еврейские эмигранты из Советского Союза. В середине 90-х в германскую столицу стали эмигрировать и молодые израильтяне. В настоящий момент в германской столице проживают примерно 30 тысяч евреев, однако сколько их там на самом деле, никто не знает, так как не все зарегистрированы в местной еврейской общине.

«Многие русские евреи не регистрируются только потому, что состоящие в еврейской общине должны платить особый налог на ее содержание», — говорит Тейхтель. Для тех, кто соблюдает кашрут, в Берлине работают кошерные рестораны и небольшие специализированные магазины. По словам Тейхтеля, главы центра ХАБАДа в Берлине, если бы выбор в кошерных магазинах был шире, кашрут соблюдало бы гораздо большее число евреев. «Чтобы купить вино, фрукты, овощи и рыбу, нужно пройтись по нескольким магазинам, — говорит он. — Совсем другое дело, если все необходимые продукты можно купить в одном месте».

Тейхтель занялся поисками супермаркета, готового работать с кошерным ассортиментом, и нашел Nah und Gut — высококлассный магазин в фешенебельном районе Вильмерсдорф на западе Берлина, где живет много еврейских семей. «Мы стараемся привозить продукты из разных стран», — говорит менеджер магазина Стефан Фёлькер. Он не еврей, и считает кошерные продукты «мультикультурными и немного экзотичными».

Кошерные продукты — вино, пиво, сыр, маца в шоколадной глазури, замороженные стейки, куриные наггетсы и много другое — заинтересовали многих. Кошерный ассортимент магазина пользуется популярностью отнюдь не только у евреев.

По словам Фёлькера, из-за проблем с логистикой возить кошерные продукты в Берлин довольно сложно. Почти все кошерные продукты, представленные в магазине, привезены из-за рубежа — из Израиля, Польши, Бельгии и Великобритании. Заказывать небольшие партии товара ему просто невыгодно.

Тейхтель, чей интерес к кошерным продуктам связан, скорее, с религиозным аспектом, нежели с финансовым, занимается поисками европейских поставщиков, с которыми можно было бы сотрудничать на постоянной основе.

Неподалеку от Nah und Gut находится другой кошерный магазин, Kosher Deli. Владелец магазина Морис Эльмале опасается, что столь серьезная конкуренция вытеснит с рынка небольшие кошерные магазинчики вроде того, которым владеет он. «Не более 10-15 процентов всего еврейского населения столицы соблюдает кашрут», — говорит он.

По словам занимающегося в еврейской общине Берлина вопросами кашрута раввина Реувена Якубова, иммигрировавшего в Германию из Узбекистана 11 лет назад, в Берлине кашрут соблюдают примерно шесть тысяч евреев, и с каждым годом их число заметно увеличивается. «Когда я приехал в Берлин, здесь было всего три кошерных магазина, — говорит он. — Сейчас уже целых семь».

Люди покупают кошерные продукты по разным причинам. «Единого тренда нет, — убежден Якубов. — Одни считают кошерные продукты полезными, другим просто нравятся их вкусовые качества. Некоторые уверены, что так они станут ближе к Б-гу». Якубов не согласен с Морисом Эльмале, который переживает, что его магазин закроется, не выдержав конкуренции: «В конкуренции нет ничего плохо. Цены станут ниже, а то кошерные продукты уж чересчур дорогие. Если бы я хотел привлечь в свой магазин как можно больше покупателей, я вплотную занялся бы рекламой. Однако евреи пойдут туда в любом случае. Попробовав кошерные продукты один раз, вы непременно захотите отведать их снова».

Полина Ковалевич

{* *}