Top.Mail.Ru

Фейсбук как новый Талмуд

18.05.2012

Если бы Талмуд писался сейчас, возможно, он выглядел бы как Фейсбук. Ведь что такое Талмуд? Сначала раввины мишнаитского периода записали («запостили») законы. Потом пришли мудрецы со своими комментариями, непременно содержательными, но иногда испытывающими проблемы с пунктуацией. Очень быстро объем комментариев значительно превысил объем первоначального текста. Наконец, с правой стороны появились ссылки на внешние ресурсы — Шулхан Арух и Кодекс Маймонида.

Это может звучать слишком невероятно, чтобы быть правдой, но верстки Фейсбука и Талмуда действительно похожи. Они похожи также отношением к таким вещами, как комментарии и сообщество. Талмуд позволил ученым, жившим в разных странах в разные эпохи, спорить между собой, создавая таким образом виртуальное сообщество. Фейсбук позволяет делать то же самое людям, которые могут понятия не иметь друг о друге в реальной жизни.

Об этом пишет JTA в преддверии IPO Фейсбука, которое должно состояться сегодня. Размещение акций Фейсбука на бирже оказалось в центре внимания еврейской прессы по всему миру не только потому, что основатель компании — американский еврей Марк Цукерберг, который в свои 28 лет должен стать одним из самых богатых людей планеты, и некоторые уже подсчитывают, какую часть своего состояния он потратит на благотворительную помощь еврейским организациям. Фейсбук — это инструмент, возможности которого, наравне с другими, могут использовать еврейские общины. Лучше собственно общинных лидеров это пока понимают программисты, которые не зря создали уже несколько продуктов, сильно напоминающих Фейсбук, — но с «еврейским акцентом». Так, в ноябре прошлого года была запущена социальная сеть JSpace, создатели которой обещают «зарегистрировать» на своем ресурсе всех евреев в мире. Среди разделов сайта — «
Знакомства», «Поиск друзей», «Обмен фотографиями и видео».

«До последнего времени за разными сервисами приходилось ходить на разные сайты, — объяснила в интервью The Times of Israel вице-президент JSpace Меара Рэйзон. — Мы соединяем все в одном месте. Кто-то придет в поисках партнера и найдет работу. А кто-то придет за новостями, а увидит анонсы».

Создатели сайта
JSpace, двое израильтян, в настоящее время живущие в Штатах, признаются, что сделали сайт, когда поняли, что «понятия не имеют о том, что происходит в еврейском мире — и не потому, что не хотят знать».

Дизайном и лентой новостей JSpace отчетливо напоминает Фейсбук. Вот только вместо «лайка» он предлагает пользователям пометить понравившиеся посты словом «mazel».

Другой похожий продукт — JewishBuilder, американские создатели которого позиционируют свое детище как «социальную сеть для религиозных организаций». Поскольку контент, связанный с религиозными или духовными переживаниями, нуждается в стопроцентной защите от чужих глаз, Фейсбук не вполне подходит для этих целей, считают они. Впрочем, JewishBuilder пока не завоевал особой популярности — возможно, потому, что пользование им является платным.

Боруха Горина, главного редактора журнала «Лехаим», страничка которого появилась на Фейсбуке всего несколько месяцев назад, возможности этой социальной сети весьма вдохновляют: «Фейсбук не просто увеличил число наших читателей, он произвел настоящий переворот. Аудитория журнала выросла в несколько раз по сравнению с печатной версией. Причем этот приток состоялся во многом за счет людей, которые раньше вообще не слышали о журнале. Аудитория изменилась не только количественно, но и качественно — и в возрастном, и в социальном плане».

Фейсбук стал поставлять журналу не только читателей, но и писателей, говорит Горин. В последнее время несколько человек из числа комментирующих статьи журнала в социальной сети стали его авторами.

Вероятно, правы авторы JTA: «Главное в Фейсбуке — не то, как мы используем его сейчас, а то, как можно будет использовать придуманные им технологии в будущем». То же, впрочем, верно и для Талмуда: он ценен (или бесценен) не только как универсальный справочник по еврейскому законодательству, но и как книга, изучение которой создало особый тип еврейского мышления, и Фейсбук — только один из его результатов.


Яна Зайцева

{* *}