Top.Mail.Ru

В Гаване евреи живут без раввина

10.06.2013

Когда в марте этого года немногочисленные евреи Гаваны собрались на пасхальный седер, на головах у многих из них можно было увидеть кипы с изображением пальмы и кубинского флага. Этот необычный орнамент символизирует историю кубинской еврейской общины, которая возникла вскоре после открытия Америки Колумбом, но в последнее время сокращается, а в обозримом будущем может и вовсе исчезнуть. 


Однако в день седера в еврейский центр Patronato собрались члены общины со всех концов Гаваны. Лидеры общины восседали во главе стола. На седере присутствовали и иностранцы, в большинстве американцы — евреи и друзья общины.

«Наша община никогда не прекратит своего существования. Мы всегда держались, даже когда, казалось, для этого не было условий», — говорит один из лидеров общины, 66-летний Самуэль Загалов.

По словам общинных лидеров, на острове не было постоянного раввина с момента революции 1959 года. Вскоре после революции большинство евреев, в первую очередь состоятельные предприниматели и приближенные свергнутого диктатора Фульхенсио Батисты, эмигрировали — преимущественно в США и Израиль.

Первыми евреями, поселившимися на Кубе были сефарды из Испании, спасавшиеся на острове от преследований инквизиции. В 20-30-е годы прошлого века на Кубу эмигрировало немало ашкеназских евреев из Центральной Европы. Если к 1945 году численность еврейской общины доходила до 25 тысяч, то сейчас она не превышает 1500 человек. «В основном евреи эмигрировали не по причине антисемитизма, а из социально-экономических соображений. Однако Кубу, наряду с бизнесменами, покинули и раввины», — отмечает Загалов.

В отсутствие раввина по субботам на молитву собирается миньян, который может также провести похороны или бар-мицву. Однако для проведения хупы или гиюра требуется присутствие раввина.

На протяжении десятилетий частью официальной идеологии кубинского режима провозглашался атеизм, однако в последние годы отношение к религии со стороны властей смягчилось. Впрочем, каких-либо репрессий против еврейской общины режим Кастро не инициировал и в первые годы после прихода к власти.

В 1998 году Кастро посетил Ашкеназскую синагогу Гаваны. «Достойно восхищения то, как евреи стремятся сохранить свои ценности и обычаи. Думаю, в мировой истории невозможно найти аналогичный пример преданности своим корням», — заявил тогда Фидель Кастро.

В интервью изданию
Global Post один из лидеров кубинской общины, Адела Дворин, призвала граждан США и других государств присылать в Гавану книги, видеофильмы и другие учебные материалы по еврейской традиции, которые можно было бы использовать на уроках в самодеятельной еврейской школе.

Хотя вскоре после революции частнопредпринимательская деятельность на Кубе была поставлена вне закона, кошерной мясной лавки этот запрет не коснулся. Более того, в условиях дефицита продуктов государство следит за тем, чтобы в кошерной лавке товар всегда был. «Таким образом государство выражает уважение нашей религии и нашим диетарным законам», — говорит Загалов, который сам на протяжении 20 лет исполнял в Гаване обязанности шойхета.

Некоторые евреи, эмигрировавшие с Кубы в США, выражают сомнения в том, что еврейская община на острове столь многочисленна, как заявляют ее лидеры. Они подозревают, что многие кубинцы заявляют о своих якобы еврейских корнях только для того, чтобы иметь возможность покупать кошерное мясо и получить право на другие льготы. «В действительности на острове проживают сегодня не более 600-700 евреев. Есть еще определенное количество обращенных в иудаизм, которые создают локальный рынок потребителей кошерного мяса и мацы», — считает исследователь кубинско-американских отношений Хайме Сухлицки из Университета Майами.

Раз в полгода Кубу посещает раввин Шмуэль Штейнгендлер из Чили. По слухам, во время своего последнего визита он провел 27 свадеб и 92 гиюра.

В этом году кубинская команда впервые в истории планирует принять участие в израильской Маккабиаде. Поездку оплатит группа американских спонсоров.

При всем при этом будущее еврейской общины Кубы представляется довольно туманным. Большинство молодежи и людей среднего возраста по-прежнему стремятся эмигрировать из страны. 

Роберт Берг

{* *}