В сидонской синагоге живет Джихад

27.02.2015

Заброшенную синагогу, расположенную в старой части города Сидон, что на юге Ливана, выходец из Сирии превратил в свой дом. Опознать синагогу в этом здании, не использующемся по своему прямому назначению с тех пор, как последние сидонские евреи покинули город, можно лишь с большим трудом. 


Отверстие в куполе бывшей синагоги выполнено в форме звезды Давида, но ивритские надписи на стенах давно закрашены. Ранее это здание служило главным молитвенным домом еврейской общины Сидона, существовавшей со времен Римской империи. Однако для выходца из Сирии Джихада аль-Мухаммеда старинная синагога стала обычным жилым домом. «В 1990 году здание выглядело заброшенным и неухоженным, в нем завелось множество крыс. Сделав ремонт, я здесь поселился», — рассказал Джихад агентству France-Presse.

Мухаммед, приехавший в свое время в Ливан, чтобы найти здесь работу, живет в здании бывшей синагоги с матерью, женой и шестью детьми. Кроме них здесь поселились еще четыре семьи сирийцев и палестинцев.

Здание синагоги, построенное в 1850 году, формально принадлежит еврейской общине, но не используется по назначению уже 32 года, после того как Сидон покинула семья Леви, семья последних евреев, остававшихся в городе. Во время Первой ливанской войны 1982 года в здании располагались позиции израильской армии.

«Я знаю, что раньше здесь был дом молитвы, но для меня это просто жилище», — говорит Джихад аль-Мухаммед.

Сирийская семья превратила одно из крыльев здания в более-менее нормальное жилье. У них есть кухня, небольшая ванная, две спальни и гостиная с телевизором.

И хотя сегодня в здании бывшей синагоги уже мало что напоминает о ее прошлом, ее регулярно посещают еврейские туристы из других стран. «Я принимал гостей из Канады, Франции и Бразилии, которые показывали мне старые фотографии своих предков — членов еврейской общины Сидона», — признается Мухаммед.

В 2012 году в здании синагоги молились двое раввинов, принадлежащих к антисионистскому течению «Нетурей карта». Раввины, совершавшие паломническую поездку по Ливану, помолились также на могиле Звулуна — сына праотца Яакова и основателя одного из 12 колен израилевых.

По словам Наджи Джерджи Зейдана, исследователя истории еврейской общины Ливана, в синагоге хранились около 50 старинных свитков Торы, относящихся еще к римскому периоду. Когда в здании в 1982 году оказались солдаты ЦАХАЛа, они нашли эти свитки, а затем увезли их с собой.

Вероятность того, что синагога снова станет действующей, весьма невелика, однако Джихад аль-Мухаммед утверждает, что он готов в этом случае покинуть здание.

По соседству с Джихадом, в бывшей женской половине молельного зала синагоги, уже семь лет живет палестинка по имени Варда со своими детьми. В Сидон их семья переехала, когда Варда еще была ребенком. «Помню, как я играла здесь неподалеку с еврейскими детьми и наблюдала за молившимися в синагоге женщинами», — вспоминает она.

После Первой ливанской войны, в ходе которой в городе стояли части ЦАХАЛа, местные евреи, ранее жившие абсолютно мирно со своими мусульманскими соседями, испугались, что им будут мстить, и покинули город.

Согласно данным демографов, еврейское население Ливана сократилось с 7 тысяч в 1967 году до 35 человек в 2006-м. Еврейская община Сидона, насчитывавшая примерно тысячу человек в 1956-м, к 1985-му полностью исчезла. Евреи покидали Ливан на протяжении всего XX века, переселяясь в Израиль, Бразилию, Западную Европу, США, однако особенно массовый характер их исход принял после Шестидневной войны 1967 года.

Сегодня об истории древней еврейской общины Ливана напоминают лишь покинутые прихожанами здания синагог.


Роберт Берг