Страна восходящего хумуса

11.03.2015

После окончания рабочего дня токийский финансист Хидехико Эгата часто наведывается в бар, расположенный в Шибуе — престижном районе японской столицы. Выпив рюмку саке и закусив традиционными японскими маринованными овощами, он заказывает свое любимое блюдо — хумус с тхиной и оливковым маслом. 

«Хумус я попробовал впервые несколько лет назад в другом районе города. Это блюдо оказалось куда полезнее того, что я привык есть. С одной стороны, оно очень питательно, с другой после него я не ощущаю той тяжести, которую нередко испытываю, поев нашей традиционной лапши, — признается 50-летний Эгата, на протяжении многих лет ежедневно занимающийся японскими боевыми искусствами. — Поэтому, когда в Шибуе открылось это заведение, я стал его постоянным посетителем».

Бар, о котором идет речь, называется «Та-Им» (в переводе с иврита — «вкусно»). Всего за последние пять лет в Японии открылось не менее восьми заведений израильской кухни, предлагающих хумус и другие ближневосточные блюда. В январе этому тренду последовал токийский Бейт-ХАБАД, открывший в городе ресторан Chana’s Place — единственное в японское столице заведение, имеющее сертификат кошерности. Здесь подают хумус, шакшуку, матбуху и другие традиционные израильские закуски, отмечает JTA.

«Японцы уже достаточно неплохо знакомы с европейской кухней, распробовали и спагетти, и пиццу, и бургеры. Теперь их потянуло на экзотику. В моду вошли мексиканские и греческие рестораны», — отмечает израильтянин Дан Цукерман. 54-летний Цукерман живет в Токио с 1985 года. Сначала он управлял здесь магазином деликатесов, а несколько лет назад открыл бар «Та-Им».

«Израильские и арабские заведения пользуются здесь особой популярностью, поскольку блюда ближневосточной кухни отличаются низкой калорийностью и использованием большого количества свежих овощей и фруктов», — добавляет Биньямин Эдери, раввин токийского Бейт-ХАБАДа.

«Среди японцев, чрезвычайно озабоченных своим здоровьем, низкокалорийная, богатая витаминами и клетчаткой пища заведомо будет пользоваться большей популярностью, чем наполненные жирным мясным фаршем мексиканские буррито, — убежден раввин Эдери. Израильская кухня все больше входит здесь в моду. В особенности это касается хумуса, поскольку бобовые растения всегда составляли важную часть рациона японцев».

Рестораном Chana’s Place управляет посланник ХАБАДа в Японии раввин Мендл Судакевич. Доходы, которые приносит заведение, идут на финансирование деятельности местной еврейской общины, насчитывающей несколько сотен человек.

«Чтобы наш ресторан был прибыльным, его должны посещать коренные жители. В городе проживает совсем немного соблюдающих кашрут евреев, и они, конечно, не могут обеспечить всю кассу», — рассказывает Судакевич.

В отличие от «Та-Им», который выглядит как типичный тель-авивский хумус-бар, Chana’s Place оформлен в традиционном японском стиле, у входа даже разбит небольшой сад камней. По словам Мендла Судакевича, подачу хумуса на стол тоже пришлось адаптировать к местным традициям. Если в Израиле хумус принято есть, макая в тарелку с ним питу, то в Токио его подают на миниатюрных бутербродах-канапе.

«В японцах парадоксальным образом сочетаются стремление попробовать нечто новое и глубокий консерватизм. Если вы хотите предложить им новый продукт, следует подать его в привычной для них
упаковке», — отмечает Судакевич.

Это мнение не разделяет израильтянин Рой Сомех, недавно открывший свой второй ресторан в городе Сендай, расположенном в 200 км к северу от Токио. Посетителям своего заведения Сомех предлагает полностью погрузиться в атмосферу Ближнего Востока. «У входа в наш ресторан вы увидите три флага: израильский, турецкий и тунисский, — рассказывает ресторатор. — У нас звучит израильская и арабская музыка, можно покурить кальян. Мы надеемся разрушить бытующий среди японцев стереотип, согласно которому на Ближнем Востоке не прекращается война и то и дело взрываются бомбы».

Десять лет назад в Токио появилась пекарня, которая обеспечивает свежими питами все израильские рестораны в стране. Однако тхину — пасту из семян кунжута, которую добавляют к хумусу, фалафелю и другим блюдам, — приходится импортировать.

«Популярность хумуса в Японии, безусловно, растет, — признается Сомех, — но в стране, где даже дешевый уличный фаст-фуд сооответствует самым строгим стандартам качества и в столице которой больше мишленовских ресторанов, чем в Париже, очень сложно выдерживать конкуренцию и быть на высоте».

Роберт Берг