Top.Mail.Ru

70 лет режиссеру Клоду Лелюшу

30.10.2007

Знаменитый французский режиссер, оскароносец, лауреат "Золотой пальмовой ветви" Клод Лелуш подошел к своему 70-летию в полной рабочей форме и с громадьем творческих планов. Только что во Франции побывал в прокате его новый фильм про писательницу, парикмахершу и серийного маньяка — "Вокзальный роман" с Фанни Ардан в главной роли. Критики пишут, что эта картина во многом реабилитирует мастера за некоторые последние неудачи, пишет газета "Газета".

Кинобиография Лелуша, впрочем, целиком состоит из взлетов и провалов, а удавшиеся задумки чередуются с самоповторами и откровенными художественными авантюрами. Все дело в режиссерском стиле Клода Лелуша: его конек — это произвольно, без всякой хронологии смонтированное половодье чувств под обворожительную музыку Франсиса Лея или Мишеля Леграна за кадром. Завистники, случалось, посмеивались, что сентиментальный француз всю жизнь снимает один и тот же фильм — "Мужчина и женщина". Но, скорее, этот первый и самый крупный в его жизни успех просто обозначил вечную тему, которая вот уже 40 с лишним лет не перестает интересовать режиссера: отношения мужчин и женщин. Это могут быть знаменитости, как в страничке биографии Пиаф "Эдит и Марсель", или товарищи по несчастью — больные на голову персонажи Джереми Айронса и Патрисии Каас в фильме "А теперь, леди и джентльмены...". Это могут быть разделенные войной и временем влюбленные, как в "Уйти, вернуться", или современные отец и дочь, как в "Баловне судьбы". Но можно не сомневаться, что на экране у Лелуша всегда будут высокие и красивые отношения.

Подарок к юбилею режиссер без лишней скромности сделал себе сам: трехминутную короткометражку из альманаха "Каждому свое кино". Лелуш за столь ограниченное время умудрился осветить чуть ли не весь свой жизненный путь. Поведал и про детство, проведенное на сеансах в одном парижском кинотеатре в годы немецкой оккупации, и про журналистскую юность, когда на Каннском фестивале его сразил фильм Михаила Калатозова "Летят журавли" (говорят, в 1957 году будущий французский режиссер, а тогда репортер даже посетил СССР и тайком снимал документальный опус под названием "Когда поднимается занавес"). Упомянул и про то, что меньше чем через 10 лет и сам получил "Золотую пальмовую ветвь", а потом два "Оскара" — за лучший иноязычный фильм и за сценарий.

Триумф "Мужчины и женщины" в 1966 году был настолько оглушительным, что никто и не вспоминал ни про несколько предыдущих, убыточных и разруганных прессой лент молодого Лелуша, ни про скептицизм по поводу этого проекта: дескать, кому в эпоху Джеймса Бонда нужны романтические бредни? Скованный бюджетом, режиссер мог позволить себе цвет только в тех сценах, что сняты на воздухе и при дневном свете. Остальное пришлось делать черно-белым. Но вынужденная мера обернулась художественной находкой, Лелуш выиграл одно из многих своих рискованных творческих пари: зрителю было вполне достаточно красок в тех эпизодах, где Анук Эме в светло-коричневой дубленке, а Жан-Луи Трентиньян — на красном спортивном "мустанге". Оба актера еще не раз снимались у Клода Лелуша — наряду с Ивом Монтаном, Анни Жирардо, Катрин Денев, Жан-Полем Бельмондо и любимыми женами самого постановщика. И пусть ни одному из последующих его фильмов успех "Мужчины и женщины" повторить не удалось, публика была бы готова любить режиссера и за одну-единственную картину.

{* *}