Top.Mail.Ru

Гонять чаи с Высоцким

08.11.2018

Он родился в бедной семье, но быстро поднялся, вспахивая поля и продавая зерно. Однако настоящую славу и богатство Вульфу Высоцкому принёс чай. Фирма «В. Высоцкий и Ко» была создана в России в XIX веке и продолжает процветать сейчас – но в Израиле.

Wissotzky Tea – ведущий дистрибьютер чая в Израиле со штаб-квартирой в Тель-Авиве. Вот только на эмблеме у компании – плывущий по волнам корабль, парус которого украшают русские буквы «В и Ко». Все потому, что история этой компании началась в Российской империи в 1849 году – именного тогда Колонимус Вульф Высоцкий создал фирму «В. Высоцкий и К°».

Став купцом, Высоцкий был известен как Вульф Янкелевич. Родился же он в бедной еврейской семье Якова Высоцкого в местечке Старые Жагоры Ковенской губернии – это территория современной Литвы. Наречен же он был Калманом-Вольфом. Получив религиозное образование, Вольф взял в аренду небольшой клочок земли – его и обрабатывал, так добывая себе и пропитание, и какие-то деньги на жизнь. Впрочем, едва набив руку в земледелии, Вульф вместе с компаньоном существенно расширили площадь арендуемых земельных участков – выращивали зерно и успешно его продавали. На этом Вульф и сколотил свой первый небольшой капитал – его хватило на то, чтобы перебраться в Москву и создать там фирму «Высоцкий и Ко».

Вид деятельности – торговлю чаем – выбрали неслучайно: это было время настоящего чайного бума, многочисленные «чайные» располагались в Москве на каждом шагу. Первоначально весь бизнес строился лишь на перепродаже чая, закупаемого у крупных поставщиков: наладить свои каналы доставки чая из Китая было сложно. Дело в том, что крупные чаеторговцы организовали весьма устойчивую «группу по интересам» и полностью контролировали рынок. Доставляли они свой товар из Поднебесной караванным путем – такая сухопутная транспортировка, причем исключительно гужевым транспортом, была причиной дороговизны чая в России. От китайской границы до Москвы чайные обозы проходили около 11 тысяч километров – такой путь порой занимал до полугода. Расходы, связанные с дорогой, суммировались с высокими пошлинами царского правительства, в два раза превышающими покупную цену. Все это приводило к тому, что чай в России стоил в 10–12 раз дороже, чем в Германии и Англии. В общем, чай в России тогда был доступен лишь знати – она-то прилежно и увеличивала капиталы Вульфа Янкелевича.

Дела его и без того шли весьма неплохо, но в 1862 году произошло событие, которое увеличило масштабы торгового дела Высоцкого в разы. Правительство императора Александра II выдало разрешение на ввоз чая в Россию морским путём – и Высоцкий стал одним из первых, кто понял перспективы этого решения для бизнеса. Благодаря тому, что цена чая резко упала, его стали пить все и везде – чай стал массовым и ежедневным напитком. Высоцкий тут же завязал связи с поставщиками из Индии и Цейлона, что позволило фирме начать быстро набирать обороты.

Уже вскоре Вульф Высоцкий стал купцом первой гильдии – как известно, это напрямую зависело от благосостояния торговцев. Ему также присвоили звание потомственного почетного гражданина Москвы и титул Поставщика Двора Его Императорского Величества. К концу XIX века отделения компании Вульфа были открыты уже в десятке крупных городов России, а также за границей. Во всех отделениях действовали свои чаеразвесочные фабрики – все они были оборудованы по последнему слову техники. На Высоцкого работали больше 20 тысяч человек, и у каждого соцпакет предусматривал медицинское обслуживание, а в случае необходимости – и семейные общежития. Кроме того, в компании была своя ссудо-сберегательная касса для сотрудников – все это делало фирму «Высоцкий и Ко» более чем престижным местом работы.

Оборот компании был огромным – и год от года он только увеличивался. Так, если в 1898-м он равнялся 1,5 миллиона рублей, то к 1903-му составлял уже шесть миллионов с чистой ежегодной прибылью почти в 700 тысяч рублей. Значительную часть своего дохода Высоцкий вкладывал в развитие еврейского образования и культуры в России, учреждал и поддерживал еврейские журналы, жертвовал на еврейскую колонизацию Палестины. Еще в 1884 году Вульф был избран в совет движения Ховевей Цион и посетил Эрец-Исраэль. А часть завещанной им суммы на благотворительность – ровно миллион рублей – позже была внесена на основание одного из самых старых и знаменитых вузов Израиля, Технионa в Хайфе.

Вульф Высоцкий скончался в 1904-м, передав наследникам компанию, контролировавшую 35% чайного рынка Российской империи. «В. Высоцкий и К°» возглавил сын Вульфа Янкелевича – Давид Вульфович Высоцкий. Управлявший к тому времени уже собственной компанией, он объединил оба предприятия в 1914-м, после чего расширил сеть чаеразвесочных фабрик и довел капитал фирмы до 10 миллионов рублей. Даже Первая мировая война, губительно отразившаяся на многих производствах, почти никак не повлияла на доходность компании – продукция «Высоцкого и Ко» была введена в состав армейского пищевого довольствия. Продолжалась в военные годы и благотворительная работа – от лица компании переводились крупные суммы «на военные нужды», при многих чаеразвесочных фабриках устраивались лазареты для раненых солдат. Сам Давид Высоцкий вплоть до 1917 года был председателем Хозяйственного правления для еврейских молитвенных учреждений в Москве.

В ходе Октябрьской революции 1917 года все предприятия Высоцкого были национализированы. Количество конфискованных запасов чая у Давида Высоцкого и других чаеторговцев было настолько велико, что у Советской России вплоть до 1923 года не было необходимости в закупках чая за границей. И это при том, что солдаты и рабочие снабжались чаем бесплатно. Какое-то время чай еще продолжали выпускать под маркой «Высоцкий и Ко», и нередко можно было услышать ходившую после октября антисемитскую поговорку: «Чай Высоцкого, сахар Бродского, а Россия Троцкого». Но после того как в Советской России была создана организация «Центрочай», под «брендом» которой фасовалась вся продукция, упоминания чайной компании Высоцких в России исчезли окончательно.

Тем не менее сама компания «Высоцкий и Ко» продолжила свое существование. Производство было организовано в Польше, а управление перенесено в Лондон, где уже давно существовал филиал фирмы. Вместе с семьей эмигрировал в Великобританию и Давид Высоцкий. В России остался лишь один из его сыновей – Александр Давидович Высоцкий, вдохновленный революцией и председательствующий в 1917-м в Петроградском комитете партии эсеров. «Вдохновение», впрочем, весьма скоро сменилось разочарованием. Начиная с 1920-го его жизнь была чередой лагерей и ссылок. В ноябре 37-го он был расстрелян за контрреволюционную деятельность.

Годом ранее из Польши, где сосредоточилось основное производство чая фирмы «Высоцкий и Ко», в Палестину переехал родственник Высоцких, сын руководителя филиала фирмы в Данциге Симон Зайдлер. Он начал с того, что продавал чай британским солдатам, дислоцированным в Палестине. В ходе Второй мировой войны почти все европейские активы компании были уничтожены, а многие из членов семьи погибли в годы Холокоста. Находившийся в Израиле филиал компании Wissotzky Tea под руководством Симона Зайдлера стал последней частью некогда громаднейшей чайной компании. Традиции семейного бизнеса Зайдлер и его потомки воплотили в фабрике, расположенной в Галилее, – там был организован полный цикл производства из сырья, поставляемого со многих чайных плантаций. Сегодня компания Wissotzky Tea занимает на местном рынке чая долю 76 процентов и экспортирует свою продукцию по всему миру – в том числе и в Россию.

{* *}