Еврейские образы Игоря Кваши

31.08.2012

Вчера в Москве на 80-м году жизни скончался народный артист России Игорь Владимирович Кваша. Однокурсник Петра Фоменко по Школе-студии МХАТ, Игорь Кваша принадлежал к поколению, совершившему революцию в советском театральном искусстве. Его ровесники пришли в дряхлеющий театр и заговорили со зрителем с максимально искренней и правдивой интонацией о вещах, которые его по-настоящему задевали и трогали. Помимо театра, Кваша активно снимался в кино (в его фильмографии более полусотни ролей), а также работал на радио и телевидении. С 1998 года и до последнего времени он был ведущим телепрограммы «Жди меня».

Родился Игорь Владимирович Кваша 4 февраля 1933 года в Москве.  Мать, Дора Захаровна, окончила медико-педологический институт, много лет проработала в школе для детей с задержкой в развитии. Она очень любила свою работу, для нее было важно, как человек формируется и потом живет в обществе. До войны Дора Захаровна работала с глухонемыми, а в конце жизни — с детьми-инвалидами. Отец, Владимир Ильич, преподавал в Московском химико-технологическом институте имени Д. И. Менделеева, перед войной защитил докторскую диссертацию, был заведующим кафедрой. С началом войны, несмотря на имевшуюся бронь, четыре раза подавал заявления с просьбой об отправке на фронт. В результате добился своего, и его призвали в армию. Там Владимир Ильич Кваша командовал саперной частью. Погиб он в 1943 году под Ленинградом. 

В 1951 году Игорь Кваша поступает в Школу-студию МХАТ им. Немировича-Данченко, которую заканчивает в 1955-м. После этого в течении двух лет играл на сцене МХАТа. В 1957 году Квашу пригласили в создававшийся театр «Современник». Вместе с Галиной Волчек и Олегом Ефремовым они стали основателями театра. Своей блистательной игрой, интуитивным, подсознательным чувством каждой роли он очень быстро покорил зрителя. «Я сыграл, наверное, процентах в 70 репертуара “Современника”: В “Вишневом саде”, “Балалайкине и К°”, “Играем Шиллера” и так далее. Несколько спектаклей я в нашем театре поставил сам, в том числе комедию Григория Горина “Кот домашний средней пушистости” по повести Владимира Войновича “Шапка”», — рассказывал Игорь Владимирович в одном из интервью.

До конца жизни Кваша оставался ведущим актером «Современника». Зрители помнят его по ролям Гаева в «Вишневом саде» Чехова, папаши Карамазова в спектакле «Карамазовы и ад» по мотивам позднего Достоевского, Фальстафа в «Виндзорских насмешницах» Шекспира, Лестера в спектакле «Играем... Шиллера!» (сценическом варианте трагедии Ф. Шиллера «Мария Стюарт»), Степана Верховенского в «Бесах» Достоевского.

Конечно, массовая аудитория лучше знает Игоря Владимировича по его киноролям и работе на ТВ. Заметное место в фильмографии актера занимают роли вождей мирового пролетариата и деятелей международного коммунистического движения. Так, дебютом Кваши на экране стала роль молодого Карла Маркса в картине Григория Рошаля «Год как жизнь» (1965), посвященной революционным событиям 1848 года в Западной Европе. «Маркса я играл с интересом, — признавался актер впоследствии. — Это был человек незаурядный, из тех, кто миры переворачивает... Потом были сняты какие-то другие сериалы о Марксе, вот там, кажется, Ленинскую премию присудили создателям. Могу вспомнить еще о роли Сталина в четырехсерийном фильме “Под знаком Скорпиона”. Это произошло уже в перестроечные годы, поэтому говорить о наградах тоже нет смысла. Фигурой вождя я пристально интересовался, собирал анекдоты о нем. Роль его, мне кажется, удалась, считаю ее своей творческой удачей».

Актер исполнил роль Сталина и в сериале Глеба Панфилова «В круге первом» по одноименному роману Солженицына (2005). Сталин в трактовке Кваши — это маленький желтоглазый старик с редеющими волосами, с оспинами на сером лице, с темными неровными зубами, с жирными пальцами, оставляющими на бумаге следы. Читает и перечитывает собственную биографию, предполагает запустить третье издание, чтобы обеспечить ею все заводы, школы, колхозы, так как книга «нужна его народу». Подозрителен, никому не доверяет, даже собственной матери. «Одному человеку доверился — Гитлеру, и тот обманул!»

Знаменитый фильм Марка Захарова по сценарию Григория Горина «Тот самый Мюнхгаузен» вышел на экраны в 1979 году. Замечательные актеры, снявшиеся в фильме, создали незабываемые образы героев, которых любит уже несколько поколений зрителей. Небольшая, но блестящая роль Бургомистра в исполнении Игоря Кваши, который «тоже со многим не согласен, но не позволяет себе срывов», сразу запомнилась миллионам зрителей. А незабываемая фраза персонажа относительно своих выходов на службу в магистрат («не скажу, что это подвиг, но что-то героическое в этом есть...») вызывала бурю эмоций и стала крылатой.

Небольшое, но запоминающееся место занимают в творчестве Кваши еврейские образы. В «Степи» Сергея Бондарчука (1978) по повести Чехова он исполнил роль совладельца постоялого двора Соломона Моисеевича. В фильме Георгия Данелия «Паспорт» (1990) сыграл «главного раввина Московской области», которому нужна справка, что он «не сбрасывал в пьяном виде швейцара в фонтан». В снятой в том же году по сценарию Владимира Кунина ленте Вячеслава Криштофовича «Ребро Адама» воплотил образ немолодого музыканта Александра Наумовича Гольдберга, пришедшего в гости к своей бывшей жене Нине Елизаровне (Инна Чурикова), чтобы отметить день рождения ее мамы. В фильме отражена остроактуальная в те годы проблема позднесоветского антисемитизма: первый муж Нины Елизаровны называет Гольдберга, своего «преемника», «предателем», поскольку его родственники живут в Израиле. Однако поддержки со стороны присутствующих юдофоб не получает и выглядит полным идиотом.

На протяжении уже 20 лет с огромным успехом на сцене «Современника» идет спектакль «Трудные люди» по пьесе израильского драматурга Йосефа Бар-Йосефа. Где-то в Англии, в небольшом портовом городе живут старая дева по имени Рахель (Лия Ахеджакова) и ее брат-холостяк Саймон (Кваша). Скучную упорядоченную холостяцкую жизнь нарушает приезд из Иерусалима Элиэзера, жениха Рахели (Валентин Гафт). Мрачный, ироничный и печальный Элиэзер создает разительный контраст шумному непоседливому Саймону, «человеку воздуха», который постоянно носится с какими-то нереальными прожектами. Действие на протяжении всего спектакля происходит в маленькой квартирке Рахели и Саймона, которая превращается в пространство, где встречаются три одиноких человека, понимающих, что время каждого из них ушло. А вместе с ним ушла и последняя надежда на счастье...

С конца 90-х талантливый актер выступает и в роли ведущего программы Первого канала «Жди меня». Каждому телезрителю было понятно, что к чужому горю Игорь Владимирович относится с неподдельным переживанием и искренностью, пропуская через свое сердце невероятное количество трагедий и драм совершенно посторонних ему людей. Оставалось только удивляться, сколько сил, мужества, терпения и любви надо иметь, чтобы найти именно те единственные слова, способные успокоить рыдающих близких, вновь обретших друг друга благодаря стараниям команды «Жди меня».

Жена Игоря Владимировича, Татьяна, — врач по профессии. Единственный сын также получил медицинское образование и работал по по специальности, но в постперестроечные годы занялся бизнесом. У Игоря Владимировича остались также двое внуков.

Похороны актера состоятся 4-го сентября на Троекуровском кладбище.

Николай Лебедев