Top.Mail.Ru

Королева эпатажа

27.10.2010

Сара Бернар вошла в историю как одна из самых талантливых, но и самых эксцентричных театральных актрис ХIХ столетия. Обожая эпатаж, она не боялась удивлять своих поклонников не только на сцене, но и в повседневной жизни. Бернар могла запросто появиться на публике, украсив прическу дохлой летучей мышью; в качестве кровати она использовала настоящий гроб, с которым не расставалась даже на гастролях. Однажды Бернар отправилась в путешествие по Америке вместе с одним из своих любимых домашних питомцев — ручным аллигатором по имени Али-Гага.

Бернар обладала удивительно твердым характером — ей было бы впору самой управлять государством, а не крутить легкомысленные романы с такими высокопоставленными особами, как император Наполеон III и принц Уэльский (будущий король Англии Эдуард VII). Когда началась Франко-прусская война, и немцы в 1870 году осадили Париж, Бернар превратила свой театр «Одеон» в военный госпиталь. Гримерные, зрительный зал и сцена были тесно заставлены койками с ранеными солдатами. Несколько десятилетий спустя саму Бернар постигло несчастье — прямо на сцене, во время спектакля актриса серьезно повредила колено. Несколько лет она превозмогала сильнейшие боли, но в 1915 году потребовала у врачей, чтобы ей ампутировали ногу. Несмотря на ампутацию и почтенный возраст, в годы Первой мировой войны Бернар ездила с концертами на фронт, чтобы (по ее собственным словам) «прыгать перед солдатами будто дрессированная цесарка».

Актерский дар Сары Бернар воспринимался ее современниками весьма неоднозначно. В своих воспоминаниях Виктор Гюго писал: «Она умела дразнить публику, играть на ее нервах, она с легкостью будоражила умы зрителей, и, в то же время, пугала». Талант Бернар настолько поразил Марселя Пруста, что он даже увековечил ее имя в цикле своих романов «В поисках утраченного времени». В то же время Бернард Шоу отзывался о Саре Бернар крайне презрительно. Впоследствии он признавался, что его неприязнь была отчасти вызвана тем, что Бернар как две капли воды была похожа на его нелюбимую тетку.

Американский литературовед и эссеист Роберт Готлиб попытался взглянуть на личность Сары Бернар с разных сторон. В своей книге «Жизнь Сары Бернар» (Sarah: The Life of Sarah Bernhardt) он называет актрису «создательницей мифа о самой себе». Готлиб пишет, что Бернар приложила все усилия, чтобы ее происхождение и семейный круг не помешали осуществить мечту ее жизни — стать актрисой.

В своих мемуарах, получивших название «Моя двойная жизнь», Бернар «слегка приукрашивает» некоторые детали своей биографии. Детство будущей актрисы было не из легких. Сара, урожденная Генриетта Розина Бернар, родилась12 октября 1844 года в Париже. Ее мать, голландская еврейка Юдит Харт, была куртизанкой и мало заботилась о дочери. Имя отца Сары до сих пор никому не известно. Первые годы своей жизни Сара провела в приемной семье, затем воспитывалась в монастырском пансионе. Актерской карьерой она обязана влиятельным любовникам своей матери. По протекции герцога Горни Сара поступила в Высшую консерваторию драматического искусства, очаровав преподавателей своим неповторимым тембром голоса и своенравным характером.

Бернар повторила судьбу своей матери, родив в 20 лет внебрачного ребенка от принца де Линя. Более того, Сара не стеснялась жить на содержании богатых покровителей. Готлиб пишет: «До того как стать примой французского театра, Бернар вела в точности такой образ жизни, что и ее мать».

Покинув труппу легендарного театра «Комеди Франсез», Бернар стала ездить по миру, исполняя фрагменты из различных драматических произведений. Солидный доход актрисе приносило также участие в рекламных кампаниях: Бернар рекламировала мыло Pears и велосипеды Columbia.

Сегодня уже никто не сможет рассказать, какой же была Сара Бернар в жизни. Сохранившиеся кинозаписи едва ли могут передать всю загадочность натуры «божественной Сары».

Соня Бакулина

{* *}