Top.Mail.Ru

Отец советского вестерна

22.02.2010

Вечером 21 февраля на 83-м году жизни скончался известный российский кинорежиссер, создатель «Белого солнца пустыни» Владимир Яковлевич Мотыль. Причиной смерти стал сердечный приступ. Напомним, что 5 февраля Владимир Яковлевич, будучи дома один, потерял сознание и упал. Режиссера госпитализировали в отделение травматологии одной из московских больниц. Не так давно умерла супруга режиссера, возможно тяжелые переживания по поводу потери близкого человека привели к удару по его здоровью.

Владимир Яковлевич Мотыль родился в белорусском местечке Лепель. Его отец, уроженец той части Польши, которая входила в состав Российской империи, слесарь минского завода «Коммунар» Яков Данилович Мотыль (1901—1931), через три года после рождения сына был арестован по обвинению в шпионской деятельности и отправлен в лагерь на Соловки, где спустя несколько месяцев погиб. Мать — выпускница Петроградского педагогического института имени А. И. Герцена Берта Антоновна Левина — работала воспитательницей в колонии для малолетних преступников под руководством А. С. Макаренко, а впоследствии завучем детского дома для детей репресированных в городе Оса Пермской области. Детские годы Владимир Мотыль провел с матерью в ссылке на Урале. Дед и бабушка по материнской линии были сосланы на Дальний Восток, а после возвращения в Белоруссию погибли от руки нацистов в первые же дни войны.

Будущий режиссер с детства мечтал о кино. Уже в начальных классах школы в городе Оса Владимир организует кружок, ставит одноактные пьесы, сам играет главные роли и расписывает картонные декорации. От скромной зарплаты мама отрывает деньги, чтобы выписывать сыну журнал «Советский экран». Владимир Мотыль закончил Свердловский театральный институт и более десяти лет проработал в театрах Урала и Сибири, поставил более 30 спектаклей на провинциальной сцене, в 27 лет став главным режиссером Свердловского театра юного зрителя.

Но детские мечты о служении десятой музе не давали покоя. С поста художественного руководителя театра Мотыль уходит в ассистенты на Свердловскую киностудию, где без диплома ВГИКа нечего было и думать о постановке... Кинодебют состоялся в Душанбе. Фильм «Дети Памира» (1963), поставленный на студии «Таджикфильм», принес Владимиру Яковлевичу признание критиков и известность в столицах. Следующая картина, «Женя, Женечка и Катюша», была поставлена на «Ленфильме». Однако всенародную известность Владимиру Мотылю принес приключенческий фильм «Белое солнце пустыни», получивший неофициальное звание «первого советского вестерна». На первый взгляд эта картина — типичный революционно-героический фильм о борьбе красных с басмачами в Средней Азии, коих в советском кинематографе в ту пору начали снимать десятками. Однако это только на первый взгляд. При более внимательном рассмотрении фильм оказывался намного глубже по мысли, чем представлялось поначалу: в нем в одно целое сплелись народный эпос, лубок, трагедия и даже комедия.

Фольклорная «начинка» фильма позволила смягчить привычный большевистский пафос, сделав картину привлекательной для всех категорий населения. Отсюда и результат: 50 миллионов зрителей и безоговорочная поддержка почти всех профессиональных критиков одновременно: как либеральных, так и патриотических.

В 1975 году Мотыль выпускает исторический фильм «Звезда пленительного счастья», посвященный судьбам жен декабристов, последовавших за своими мужьями в сибирскую ссылку. В основу сюжетной линии положены судьбы декабристов: князя Сергея Трубецкого и его жены Екатерины (урожденной Катрин Лаваль), князя Сергея Волконского и его жены Марии Волконской (Раевской), поручика Ивана Анненкова и его жены Полины (урожденной Гёбль). «Звезда пленительного счастья» — мелодрама, но максимально искренняя и чистая. Теперь наверное уже не снять такую: глубокую и чувственную, простую и не пошлую. Герои фильма — люди скорее не истории, а современной жизни.

Вышедшая в 1980 картина Мотыля по пьесе Островского «Лес» была тут же запрещена. Мотыля изгнали из кинематографа, но ему помогла неприязнь, которую питали друг другу глава Госкино Филипп Ермаш и руководитель Гостелерадио Сергей Лапин. Лапин пригласил Владимира Яковлевича в телевизионное творческое объединение «Экран» на должность художественного консультанта телефильмов молодых режиссеров. Однако ему удалось написать сценарий и снять трагикомическую фантазию по мотивам чеховских новелл «Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся 100 лет назад» (1984), а также еще ряд телевизионных фильмов.

В 2004 году, после 15-летней творческой паузы, Мотыль приступил к съемкам фильма «Багровый цвет снегопада», посвященного событиям Первой мировой войны и первых лет советской власти. Картина вышла в конце 2007 года и снискала расположение как критиков, так и зрителей.

Владимир Яковлевич увлекался путешествиями — объехал все республики бывшего СССР, многие страны и континенты, кроме Африки.

У Владимира Мотыля остались дочь Ирина, художник-дизайнер по костюмам в кино и внук Аркадий, художник-авангардист, с 1998 года работающий в Нидерландах.

При подготовке статьи использованы следующие источники: Википедия, peoples.ru, kino-teatr.ru, «Новые Известия», Телеканал «Культура».

 

Николай Лебедев

{* *}