Top.Mail.Ru

Ефим Копелян, артист и чтец

12.04.2012

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения замечательного актера Ефима Копеляна, сыгравшего немало ярких ролей как в ленинградском Большом драматическом театре под руководством Товстоногова, так и в кино. Можно без преувеличения сказать, что голос Копеляна знает вся страна — ведь именно он читал текст от автора в культовом телесериале «Семнадцать мгновений весны».

Ефим Захарович (Хаим Залманович) Копелян родился 12 апреля 1912 года в небольшом городке Речица в Белоруссии в семье лесозаготовителя. В семье все любили искусство, два брата Ефима впоследствии стали художниками. Еще в детстве Ефим Копелян был уверен, что станет художником или архитектором. После окончания школы он приехал в Ленинград и поступил на архитектурный факультет Академии художеств. Будущее виделось ясно и определенно: он станет знаменитым архитектором. Но однажды, чтобы немного подзаработать в массовке, Ефим пришел в БДТ ...да и остался в нем на всю жизнь. Копелян поступил в театральную студию при БДТ.

В итоге Ефим Копелян стал артистом БДТ, исполнял преимущественно характерные роли. Дебютом актера на профессиональной сцене стала роль кинооператора Буркова в постановке «Не сдадимся», посвященной эпопее спасения экспедиции Челюскина. Газеты хвалили спектакль, но о молодом актере Копеляне в них сказано не было. В течение последующих лет он играл лишь эпизодические роли в спектаклях «Не сдадимся», «Дума о Британке», «Кубанцы», «Царь Потап», «Король Лир».

В мае 1941 года актер женится на актрисе БДТ Людмиле Макаровой. «Поженились мы в 1941 году, в мае, перед самой войной, — вспоминает Людмила Иосифовна. — Познакомились в театре. Но поженились не сразу, прошло два года “приглядки”. Он был почти на 10 лет старше. А сколько у него было поклонниц!»

Людмилу Макарову, отметившую недавно 90-летний юбилей, широкий зритель знает по главной роли свахи в спектакле БДТ «Ханума» по одноименной комедии замечательного грузинского драматурга Авксентия Цагарели.

В 1956 году главным режиссером БДТ становится Георгий Товстоногов, который, уволив многих актеров театра, оставил Копеляна в труппе. Товстоногов увидел в нем то, что не замечали другие режиссеры — большого художника, способного создавать глубокие и неоднозначные сценические образы. Ефим Копелян рассказывал: «Меня сделал Товстоногов. До сорока моих лет считалось, что у меня нет ни внешности, ни голоса, ни темперамента. Вместе с театром я много пережил: взлеты, падения, крах — перед приходом Товстоногова. Хемингуэй правильно писал, что человек один ничего не может. Нельзя сделать роль в одиночестве, без коллектива».

В начале 50-х Копелян начал активно сниматься в кино. До сих пор помнят зрители роли Ефима Захаровича в картинах тех времен «Как Вас теперь называть?», «Время, вперед!», «Интервенция». Затем были яркие роли в трилогии о Неуловимых (атаман Бурнаш), в лентах «Преступление и наказание», «Старая крепость» (1973), «Соломенная шляпка» (1974).

Ефима Копеляна часто приглашали в кино читать закадровый текст от автора и дублировать зарубежные фильмы. Глубоким и выразительным голосом артист читал текст от автора в фильмах «Семь нот в тишине», «Встречи с Горьким» и «Память». Блестящий талант Ефима Копеляна, как чтеца, раскрылся в знаменитом телесериале «Семнадцать мгновений весны». Можно с полной уверенностью сказать, что успеху образа Штирлица Вячеслав Тихонов в значительной мере обязан Копеляну.

В начале 1975 года Ефим Копелян попал в больницу с инфарктом. Людмила Макарова вспоминала: «6 марта я навестила его в больнице. Он был бледен, но ни на что не жаловался. В больнице было довольно холодно, неуютно, и я ему сказала: “Слушай, поедем домой, хватит тебе здесь лежать”. Он говорит: “До конца лечения немножко осталось, я доживу здесь, сейчас пообедаю, отдохну”. Я передала ему тёплые ботинки, поменяла бельё. И он пошёл провожать меня на автобусную остановку. Это было в три часа дня. А вечером, спустя три часа после нашего расставания, возвращаюсь домой. А у подъезда — почти вся труппа и врач наш из БДТ. Говорит осторожно: с Фимой хуже стало. Тут я глянула на Стржельчика. Он стоял молча, весь какой-то... И я всё поняла... Фима умер от второго инфаркта... Ему было 62 года... Это случилось перед праздниками, врачи ушли домой, он оказался почти без присмотра».

Ефим Копелян скончался 6-го марта 1975 года. Когда Копелян умер, Товстоногов сказал: «Из театра ушла совесть».

Николай Лебедев

{* *}