Top.Mail.Ru

Тонкие кисти Люсьена Фрейда

21.02.2012

За несколько месяцев до смерти известный британский художник Люсьен Фрейд задумал провести несколько выставок. Художник не успел воплотить задуманное, он умер в июле прошлого года. В память о Фрейде британская Национальная потретная галерея открыла ретроспективу работ великого живописца. В экспозиции представлены портреты, созданные за без малого 70 лет творческой деятельности Фрейда, — всего около 100 работ из частных коллекций и музеев мира. Некоторые произведения никогда ранее не выставлялись. Экспозиция занимает отдельный этаж и состоит из девяти секций. Среди представленных картин — портреты друзей, родственников и любимых женщин Люсьена Фрейда.

Биограф Фрейда, Уильям Фивер, устроил альтернативную выставку работ мастера, открытую в лондонской галерее Blain/Southern. Некоторое время спустя картины Фрейда будут выставлены в Музее современного искусства Форт-Ворт в Техасе и в галерее Acquavela в Нью-Йорке.

В 1933 году 10-летний Люсьен вместе с родителями уехал из нацистского Берлина в Англию. Через пять лет в британскую столицу приехал дедушка художника, основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд. Первая персональная выставка художника состоялась в 1944 году в Галерее Лефевра. Летом 1946 года Люсьен отправился в путешествие по Европе: посетил Париж, Рим, Флоренцию, Милан, Барселону, Амстердам и другие города. Везде он посещал музеи и картинные галереи.

Ранние работы Фрейда часто относят к сюрреализму. Портреты, созданные в 40-50-е годы, написаны тонкой кистью из соболиного волоса и напоминают произведения голландской школы живописи. С легкой руки знаменитого критика Герберта Рида, Фрейда стали называть «мастером экзистенциализма».

К началу 50-х годов работы Фрейда становятся более красочными; он начинает использовать толстые кисти и придавать портретам больше экспрессии и свободы. Куратор Национальной портретной галереи Сара Хоугейт отмечает, что к середине 50-х годов Фрейд отошел от своего привычного стиля. «Он стал писать картины стоя, хотя раньше работал исключительно сидя», — отмечает она. В 1954 году был создан портрет второй жены Фрейда, Кэролайн Блэквуд. Художник изобразил ее, явно чем-то расстроенную, лежащей в постели парижского отеля. Работа выполнена в присущих Фрейду приглушенных, сумрачных тонах.

«Портретом может быть все что угодно, даже стул, — говаривал Фрейд. — У мебели тоже есть своя биография».

В качестве моделей художник привлекал своих друзей, родственников, знакомых, жён и любовниц. О любвеобильности Фрейда и его амурных похождениях ходят легенды: биографы утверждают, что в результате бесчисленных романтических связей у него родилось как минимум 40 внебрачных детей. При этом отношения он поддерживал далеко не со всеми своими отпрысками.

Официально Люсьен Фрейд был женат дважды. В первый раз — на дочери скульптора Джейкоба Эпштейна, Кэтлин Гарман, которая впоследствии стала моделью для нескольких известных портретов. В браке у них родились две дочери, Энни и Аннабел. В 1953 году Фрейд женился во второй раз — на дочери известного британского политика-тори Бэзила Гамильтона-Темпла Блэквуда, леди Кэролайн Блэквуд. Брак распался во время их поездки в Мексику в 1958 году. После этого у Фрейда было множество любовниц, многие из которых по совместительству послужили и натурщицами. Некоторые критики шутливо замечают, что причину столь бешеной популярности Фрейда у женщин следует искать в глубинах психоанализа, разработанного его дедушкой.

Фрейд написал десятки портретов своей матери и множество автопортретов. Художнику позировали королева Елизавета II и супермодель Кейт Мосс.

Произведения Люсьена Фрейда выставлены в знаменитом семейном музее Wallace Collection в Лондоне — до него в этих залах не выставлялся ни один из современных художников. В 2002 году Лувр вместе с Объединением национальных музеев представил на одной из главных выставочных площадок Парижа, в Гранд Пале, «выставку Констебла — выбора Люсьена Фрейда», что означало: один великий английский художник имеет честь быть представленным французской публике другим великим английским живописцем. В том же, 2002-м, году состоялась ретроспектива Люсьена Фрейда в лондонской галерее Tate, вызвавшая большой резонанс.

Люсьен Фрейд является одним из самых дорогих художников современности. В 2008 году его картина «Спящая надзирательница пособий», изображающая спящую на диване полную молодую женщину, была продана на аукционе Christie’s за 33,6 миллиона долларов, установив мировой рекорд цены, за которую была продана картина живущего ныне художника. Полотно приобрел российский предприниматель Роман Абрамович.

Полина Ковалевич

{* *}