Top.Mail.Ru

Телохранитель

11.03.2002

Ханания Элфасси, последний берберский еврей, живущий в деревне Оуирика (Ourike), расположенной в двух часах езды от столицы Марокко — Марракеша. Во время Песаха он обычно принимает гостей. Для Элфасси чудеса — часть ежедневной жизни. "Они присутствуют на протяжении всей жизни", — хвастается белобородый старик с темной кожей лица, одетый в арабскую тюбетейку и говорящий на местном наречии. Гости прибывают из Америки, Франции, Испании и конечно Израиля. Они молятся, зажигают свечи, просят у праведников сделать чудо. Праведник, раввин Шломо Бен Хенш, умерший около 500 лет назад, почитается подобно святому. Элфасси посвятил последние 24 года жизни охране могилы цадика (праведник — Прим. ред).

Но в эти дни немного гостей посещают Хананию, чтобы просить о благословении праведника. Израильский туризм в Марокко приостановился с началом палестинской интифады в сентябре 2000 года. Американский и западноевропейский туризм и вовсе прекратился после событий 11 сентября. Но дух цадика пережил много кризисов в течение пяти столетий.

Сегодня большинство членов марокканских берберских племен — мусульмане. Однако некоторые северные африканские берберы, подобно предкам Элфасси, были евреями до того, как арабские завоеватели прибыли сюда более 1300 лет назад. Пятьдесят лет назад в Оуирике жили 300 еврейских семейств, было две синагоги, работали еврейские школы, справляли свадьбы и употребляли кошерную пищу.

Элфасси был занят на оливковом производстве и торговал изделиями еврейских ремесленников с местными берберскими мусульманами. Семейство Элфасси и их друзья присоединились к волне марокканской эмиграции в Израиль в 50-60-е годы. В конечном счете только сам Элфасси, его мать Саад и жена Ямина, остались. С 1978 года Элфасси и Ямина приняли на себя ответственность за сохранность могилы раввина. Два года назад, после 40 лет брака, Ямина умерла, детей у них не было. Теперь Элфасси один с тремя могилами — его жены, его матери и человека, которого он никогда не видел, но которому свято верит. "Есть еще много могил цадиков в Марокко, — говорит Элфасси. — Некоторые предаются забвению, но я не могу забывать моего праведника".

Элфасси начинает пересказывать легенду о раввине Бене Хенше: " Больше пяти столетий назад он прибыл из Палестины, пересекая пустыню и горы в течение трех месяцев на муле, чтобы собрать пожертвования и принести их назад в Святую Землю. По дороге от Марракеша до Оуирика люди хотели убить его и украсть все, но первое чудо случилось, и он остался жив".



Примитивная древняя могила накрыта белой мраморной плитой, пожертвованной экспатриантом из Марокко в 1976 году. "Цадик не хочет, чтобы его могила была потеряна, — объясняет Элфасси. — Может быть это желание Б-га, но кто-то прибудет, чтобы защитить могилу, когда я умру".



Элфасси обычно путешествует только то Оурики до Марракеша, чтобы посетить синагогу с 240 оставшимися там евреями или купить кошерное мясо. Он надеется, что период Бена Хенша является достаточно интересным, чтобы привлечь посетителей в Оурику в течение этого Песаха несмотря на глобальную политическую ситуацию. Но еще больше Элфасси надеется, что новые защитники займут его место и сохранят память о цадике как о важной вехе берберо-еврейской истории в Марокко. И тут снова может потребоваться чудо.

Лев Фихтенгольц

{* *}