Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
01.05.2019
«Ее жизнь была принесена в жертву моей. Я постараюсь сделать все, чтобы это было не напрасно, – выступил перед собравшимися 57-летний раввин Исроэль Голдстайн. – Это не должно сломить ни одного из нас, а лишь сплотить всех нас и сделать сильнее».
В последний день Песаха, 27 апреля, Лори Гилберт-Кэй пришла в синагогу прочитать по традиции поминальную молитву по своей умершей матери. Внезапно ворвавшийся в здание вооруженный молодой человек убил именно ее.
«Это была добрая, ангельская душа, – рассказал Голдстайн. – Перед каждым шаббатом она разносила по домам старейшин нашей общины хлеб, который пекла сама, и свежие цветы. Она была лучшим другом для своего мужа и главным защитником для своей дочери. Когда одна из ее подруг заболела раком, она сделала все, чтобы собрать в общине деньги на ее лечение и обеспечить всем необходимым».
Сам раввин все-таки пострадал в результате стрельбы – пулей ему оторвало указательный палец. Другими пострадавшими стали восьмилетняя Ноя Дахан и ее дядя Альмог Перец – они лишь недавно переехали в США из израильского Сдерота в надежде держаться подальше от терактов со стороны палестинцев. В настоящий момент их жизни ничего не угрожает – они были выписаны из больницы еще в воскресенье.
«Мы до последнего надеялись, что теракты, направленные против евреев, не затронут Америку, – поделился Голдстайн. – Тем не менее после нападения на синагогу «Древо жизни» в Питтсбурге я старался обеспечить нашей синагоге дополнительную охрану, но, к сожалению, мне это не удалось: у общины нет ни цента лишних денег. Мы договорились лишь о сменном дежурстве в синагоге шести вооруженных добровольцев. Но прошло полгода после теракта в Питтсбурге – всё было спокойно, и постепенно моя бдительность сошла на нет, мы расслабились. Тогда-то и произошла эта трагедия».
По словам Голдстайна, он увидел стрелявшего в первые же секунды: «Я смотрел на него, а он – прямо на меня». Нападавшим был 19-летний Джон Ирвест, студент калифорнийского университета Сан-Маркос. За несколько часов до нападения он опубликовал открытое письмо на одном из американских праворадикальных порталов. В нем юноша объявил о задуманном вооруженном нападении на синагогу – по его словам, он «вдохновлялся» терактами в двух мечетях Новой Зеландии, произошедшими в середине марта и унесшими жизнь 50 человек.
Но полиция США отказалась классифицировать нападение на синагогу в Сан-Диего как теракт, поскольку, по словам властей, Ирвест «действовал в одиночку». Однако понять, почему США отказываются признавать одиночек террористами всякий раз, как дело доходит до нападения на синагоги, невозможно. Вероятно, американские власти просто не хотят портить официальную статистику по терактам, чтобы не возникло вопросов, на что правоохранительные ведомства в реальности тратят ассигнованные Конгрессом на борьбу с терроризмом десятки миллиардов долларов. Пока что Ирвесту предъявлено обвинение в убийстве и покушениях на убийства.
«Мы шокированы и глубоко опечалены поступком нашего сына, – сделали официальное заявление родители Ирвеста. – Но наша печаль меркнет по сравнению с горем и мукой, которые наш сын доставил стольким невинным людям. Он осмелился напасть на верующих, которые собрались вместе в священном месте в священный для них день. К нашему великому стыду, теперь он тоже является частью истории великого зла, которое веками вершилось над ни в чем не повинным еврейским народом».