II. Евреи в чешских землях в XVI — XVII веках. Возникновение сельских еврейских поселений в Чехии

12.04.2001

II. Евреи в чешских землях в XVI — XVII веках

Возникновение сельских еврейских поселений в Чехии




На пороге нового времени правители продолжали формально подтверждать еврейские привилегии. Они старались, как, например, Владислав II в 90-х годах XV века, снова вернуть себе контроль над еврейскими податями. Однако эти старания не увенчались большими успехами. В течение XV и начале XVI веков городские советы добились того, что евреи были выселены из всех королевских городов Чехии, за исключением Праги и Колина. Сословная тяжба с Фердинандом I, которая также была спором о еврейских податях, привел к попыткам полного выселения евреев из Чехии в XVI веке (1541 и 1557 гг.). Политические (а еще более того — религиозные) мотивы стали причиной второго изгнания евреев из Чехии в правление Марии Терезии (1744 — 1748 гг.). Хотя евреи никогда полностью не покидали Чехию (эдикты об изгнании несколько раз отменялись), эти события привели к существенном изменениям в их численности и расселении.

Большая часть евреев стала селиться в сельской местности, где их торговую, посредническую и финансовую деятельность успешно использовало дворяне, занимавшиеся сельскохозяйственным и промышленным предпринимательством. Евреи способствовали развитию крупных дворянских поместий, внутренней торговле в отдельных владениях и во всей земле, а также выступали в качестве прямых производителей. Они имели собственные ремесленные мастерские или нанимались работниками на господские промышленные предприятия: мельницы, винокурни, дубильни кожи, поташные предприятия. Позже евреи занялись внешней торговлей — экспортом и импортом сырья и готовых изделий. Исправно платя за предоставление привилегий и льгот отдельным лицам и целым, евреи стали надежным источником доходов для своих дворян-помещиков.

Вассальные еврейские города в Моравии


Несколько более выгодным было положение евреев в Моравии, где их предпринимательская в рамках крупных поместий развернулась так широко, что их присутствие ощущалось во всех отраслях хозяйства. Здесь определенную роль играли социальные и демографические условия еврейских поселений, отличавшиеся от условий в Чехии. В Моравии евреи были выселены из королевских городов еще в XV веке. Они находили приют в дворянских владениях. При этом за редким исключением им было запрещено проживание в селах. В результате возникли довольно крупные общины в вассальных городах, тогда как в помещичьих имениях Чехии образовались небольшие поселения со слабым экономическим и организационным тылом. При этом, согласно действовавшим антиеврейским правилам, практически во всех населенных пунктах соблюдалось физическое отделение еврейской улицы или квартала от остальной части города. Таким образом, именно в Моравии возникли типичные огражденные гетто с запиравшимися воротами. В Чехии же сельские евреи жили как на особых улицах, так и в отдельных домах, которые помещик выделял им среди домов, населенных христианами.

Внутренняя организация еврейских общин


На особенности расселения евреев в чешских землях способствовали как их изгнание в 1541 году, так и последствия Тридцатилетней войны и выселения в 1744 — 1748 гг. Наряду с зависимостью от местных феодалов, все еврейские общины продолжали платить подати верховному правителю. Организация, распределение и сбор податей были главными функциями самоуправления еврейских общин по отношению к центральной власти. Внутреннее самоуправление еврейских общин в чешских землях и других областях диаспоры сохранилось с тех времен, когда евреи имели статус свободных поселенцев. Каждая община была религиозной и административной единицей, которая руководствовалась принятыми правилами, как в духовной так и в светской областях.

Духовным главой общины был раввин, которого выбирало руководство общины. За исполнение обязанностей учителя, авторитета в области еврейского права и главы раввинского суда он получал жалование. В крупных общинах раввин обычно выступал также в роли преподавателя в ешиве — высшей школе традиционного талмудического образования.

Во главе исполнительной администрации стояло руководство общины — выборный совет старейшин, в формировании которого принимали участие состоятельные семьи. Членам привилегированных семей, каковыми, например, были пражские Горовицы, права на занятие руководящих должностей в совете общины или должности раввина гарантировались привилегиями, выданными правителем. Поэтому важнейшие должности, связанные с распределением и сбором податей, как правило, оказывались в руках состоятельных членов общины, что часто становилось причиной разногласий.

Члены совета общины через определенные периоды времени сменяли друг друга в должности председателя. С середины XVI века в Праге на один год выбирался примас (голова), выбор которого утверждали чиновники королевской казны. Он часто выполнял обязанности представителя еврейской общины на переговорах с городским советом и государственными учреждениями. Уже по одной этой причине примасом обычно становился богатый и влиятельный человек, который поддерживал с властями личные деловые контакты.

С XVI века из структуры среднеевропейских гетто стал формируется новая социальная группа, так называемых придворных евреев — поставщиков двора королей и императора, финансистов и торговых посредников. Само собой разумелось, что функции примаса выполняли именно они. В Чехии это были, например, придворные евреи Мордехай Майзель, финансист Рудольфа II, и Якоб Башеви из Тройенбурга, поставщик двора и финансист Рудольфа II, Матиаша и Фердинанда II, первый еврей, удостоенный дворянского звания в 1628 году.

Членство в совете старейшин было почетной общественной обязанностью так же, как управление общинным имуществом и кассой для бедных. Остальные должности были платными: писари, канторы, синагогальные служки, служители при микве, моhель, который производил обрезание, могильщики, ночные сторожа, вооруженные стражники гетто и другие должности, связанные с выполнением социальных функций и охраной здоровья. Важнейшими из них были погребальные братства, которые не только заботились об умирающих, похоронах и еврейских кладбищах, но и играли роль основных благотворительных организаций. В Праге погребальное братство современного типа было основано в 1564 году, а его устав, последнюю редакцию которого подготовил рабби Еhуда Лёв, служил образцом для таких же благотворительных обществ в ряде других земель. Одновременно с погребальными братствами в XVI — XVII вв. возникли различные синагогальные товарищества, которые занимались сохранением еврейских святынь и уходом за ними. В течение XVII — XIX вв. возросло число обществ с социальными программами, отчетливо ориентированными на поддержку неимущих слоев еврейского населения, сирот, вдов и т. п.

Еврейские общины в Чехии и Моравии


В Чехии ведущее положение всегда занимала еврейская община Праги — самая многочисленная, наиболее развитая экономически, с самой прочной организацией. Она традиционно имела сильное самоуправление во главе с примасом и советом, которые поддерживали контакты с городскими органами власти и правительством земли. Духовное руководство осуществлял главный раввин. Его роль была весьма значительна, так как Прага традиционно считалась главным центром еврейской культуры. Местную ешиву возглавляли многие известные еврейские мыслители. До второй половины XVII в. под руководством пражской общины находились небольшие сельские общины. После чего образовалась самостоятельная организация сельского еврейства (Landesjudenschaft) со своим советом и самоуправлением.

В Моравии аналогичные организации еврейских общин земли образовалась уже в XVI веке. Правления этих организаций выполняли такие же организационные и представительские функции, как и пражское правление. Однако моравские общины были более самостоятельными, хотя и не создали постоянного единого организационного и административного центра. Несмотря на это, они посылали своих делегатов в Земское собрание. Устав этой организации — моравского земского совета — был окончательно разработан к концу XVI века. В новой редакции он был одобрен в 1650 г., а в 1754 г. совет преобразовали в Полицейский совет моравского земского еврейства. Духовным центром в Моравии был город Микулов. С середины XVI века здесь жил земский раввин Моравии и находилась знаменитая ешива. Во главе нее побывали многие известные деятели еврейской культуры, например, Еhуда Лёв и Давид Оппенгейм. Впоследствии они стали главными раввинами Праги.