Евреи Йемена: От царицы Савской до крыльев орла

12.04.2001



Несколько худых и расторопных парней почти неотличимы от других грузчиков, занятых вашим багажом в международном аэропорту Саны. Их выделяют разве что завитые спиралью локоны на висках — пейсы. Это — последние из йеменских евреев, скромные наследники богатой и древней культуры.

В Танахе, Новом Завете и Коране рассказывается, как царица Савская пришла в Иерусалим от южного края земли, дабы приобщиться мудрости царя Соломона и стать матерью его ребенка. Коран добавляет, что весть о процветающем южном царстве принес Соломону пронырливый Удод.

И впрямь около трех тысяч лет назад в юго-западной Аравии уже существовало Сабейское (Савское) государство с центром в Марибе, где позже была построена могучая оросительная плотина, чудо света. Возможно, еврейские торговцы обосновались там в те далекие времена, отправляя на север караваны с грузом золота, драгоценных тканей, ладана и мирры. Хотя о сабейских правительницах современной науке ничего не известно, на происхождение от мудрого Соломона и южной царицы претендуют не только йеменские арабы, но и их восточно-африканские соседи эфиопы.

Йеменские евреи считают, что их предки оказались на юге Аравии, следуя пророчеству Иеремии, предсказавшему гибель Иудейского царства. Итак, гласит предание, за сорок два года до того, как вавилоняне разрушили Первый Храм в 587 году до хр. э. (по еврейской традиции — 423 г.), тысячи семей из Иерусалима добрались до южного края земли.

В Бет Шеарим близ Хайфы найдены саркофаги с останками химйаритских евреев, привезенными из Йемена для захоронения в Земле Обетованной в III веке хр. э.. Это — одно из первых археологических доказательств, что еврейская община в Йемене уже существовала и поддерживала связи с родиной.

Некоторые из царей Химйара со столицей в йеменском городе Дафар исповедовали иудаизм. Наиболее известный из них, Йусуф (Йосеф) Зу Нувас, правил всего семь лет в начале VI века. Арабское предание гласит, что потерпев поражение в ожесточенной борьбе с христианской Эфиопией и не желая сдаваться врагу, Йусуф направил своего коня в море и навсегда исчез в пучине.

С появлением ислама евреи Хиджаза были изгнаны из Медины, из оазисов Хайбар, Фадак и других мест их обитания, а их собственность оказалась в руках ревнителей новой веры. В отличие от севера, на юге Аравии евреев тогда не выселяли и не пытались силой обратить в ислам. Власти ограничивались тем, что взимали с них подушный налог на иноверцев — джизью. В Халифате все местные христиане и евреи получили статус "зимми": людей Писания, находящихся под покровительством мусульман в обмен на лояльность и ряд ограничений в общественной жизни.

Далее наступает темный период в жизни йеменских евреев. Известно, что ими почитался Саадийа Гаон из Вавилонии (882-942), который снабдил Тору обширным толкованием — тафсиром.